Наши мэтры

На кого похож Скорина?

В начале 80-х пришлось участвовать в одном своеобразном конкурсе. К 500-летию со дня рождения Миколы Гусовского предполагалось не олько издать его «Песню пра зубра» и открыть художественную выставку, но и выпустить значок, посвященный этому юбилею, с изображением самого поэта. Да вот беда — ни одного портрета Миколы Гусовского история для нас не сохранила, и в самой поэме ни строчки о том, как выглядел ее автор внешне.

Художники предложили около 20 вариантов портретных изображений Гусовского. Но все это было не то — не верилось, что Гусовский был именно таким, каким его предлагают изобразить на значке. Не помню теперь, был ли тогда вообще изготовлен тот памятный значок, но и на открывшейся выставке, где были показаны и живописные, и скульптурные изображения Миколы Гусовского, только один маленький рисунок графика Евгения Кулика показался наиболее близким к воображаемому образу поэта. И что интересно: нарисованный поэт был, несомненно, похож на художника. Это всем бросалось в глаза, но… не вызывало отторжения! Прошло время, и образ, найденный Евгением, стал вообще хрестоматийным, и теперь другие художники, хотят они того или нет, изображают Гусовского с чертами лица Кулика

Когда в 80-х открывался памятник Богдановичу у оперного театра, первая мысль, как только со скульптуры сдернули покрывало, была непроизвольной: «Где-то я уже этого человека видел». Потом осенило — бронзовый Максим похож на автора скульптуры Сергея Михайловича Вакара

На кого похож Скорина?

Точно так же, рассматривая книгу о народном художнике Алексее Константиновиче Глебове, обнаружил, что скульптор, несомненно, придал свои черты изваянному им Франциску Скорине. У нескольких известных художников поинтересовался, верны ли мои ощущения?

Анатолий Артимович, один из учеников Глебова:

— Что касается сходства скульптурного образа с самим автором скульптуры, то это только непрофессионалам кажется неожиданностью. Классическим примером творческого «слияния» может послужить образ Ленина, которого ваяли художники не только разных стран, но и разных континентов. Так вот, у монголов Ленин получался похожим на монгола, у немцев — на немца, у грузинов — на грузина. Естественно, больше всего изображения Ленина похожи на оригинал у русских авторов. Художник всегда — хочет он того или нет — привносит в свои работы свои же собственные черты. И не только внешние.

Между Глебовым и Скориной также не только внешнее сходство. Знаете, педагоги, как правило, редко бывают откровенны со своими учениками, и понять их душу очень нелегко. А если и бывают какие-то моменты, мгновения их откровенности, то это часто становится этапом в жизни ученика, хорошим уроком.

Середина 60-х. Весна. В СССР хрущевская «оттепель» — своеобразная перестройка, ожидание чего-то нового в жизни, новаторского в искусстве. Скульпторы Неизвестный и Сидур будоражат мир искусства новыми формами, в Москве проходит известная теперь «бульдозерная» выставка. А у нас в театрально-художественном институте идут самые обычные занятия. И я леплю самую обычную учебную постановку: две фигуры — мужская и женская, что-то собой символизирующие. В мастерскую входит Глебов. Молча, тяжело садится на стул. Отдышавшись, он как-то очень грустно произносит: «Толя, Толя… Так хочется сделать что-то новое. А не могу…» Алексей Константинович был очень проникновенный человек, какой-то романтический реалист. На общем фоне в те времена уже одно это было свежо, ново, революционно. И вдруг это его неожиданное «не могу», в то время когда он работал над такими крупными заказами, как памятник Калинину в Минске, Янке Купале, Скорине в Полоцке… Вы понимаете, почему я вспомнил именно это мгновение? Скорина ведь тоже жил во времена своеобразной перестройки — в эпоху Возрождения. И тоже не все смог, что задумывал. Между первопроходцами всегда не только внешнее сходство, у них и судьбы в чем-то схожие. Хрестоматийные судьбы…

P. S. Так вышло, что этот материал пролежал в столе больше месяца. За это время, уже непроизвольно обращая внимание на схожесть авторов с изображаемыми ими персонажами, обнаружил, насколько похож Федор Михайлович Достоевский на портрете Михаила Савицкого на автора картины, а Фидель Кастро в исполнении Анатолия Аникейчика — на самого скульптора. Чтобы вдохнуть жизнь в своих героев, художники вкладывают в них свою душу. Согласно образу и подобию своему?

Олег КАРПОВИЧ

Газета «Советская Белоруссия» — 03.05.2003 — На кого похож Скорина?

тел./факс +375 17 290-09-21
ПН-ПТ  8:45-12:30, 13:00-17:15
ул. Петруся Бровки, 22
Минск