Специальности колледжа

Специальность (направление специальности), специализация:
Дизайн (по направлениям) 2-19 01 01
Дизайн (графический) 2-19 01 01-03
Квалификация: Дизайнер-исполнитель. Учитель

Сфера профессиональной деятельности специалиста:

  • специализированные отделы промышленного дизайна, дизайн-центры, рекламные агентства, фотостудии, редакции, издательства;
  • художественные и производственные мастерские;
  • творческие общества и организации;
  • производственно-коммерческие учреждения и другие организации различных систем и ведомств.

Специальность (направление специальности), специализация:
Живопись (по направлениям) 2-15 01 01
Живопись (станковая) 2-15 01 01-01
Квалификация: Художник. Учитель

Сфера профессиональной деятельности специалиста:

  • художественные, производственные и реставрационные мастерские;
  • творческие общества и организации;
  • театры, музеи, кино- и телестудии, редакции, издательства и другие специализированные учреждения;
  • детские художественные школы, детские школы искусств, общеобразовательные школы с художественным и эстетическим уклоном и другие образовательные учреждения.

Специальность (направление специальности), специализация:
Скульптура 2-15 01 03
Квалификация: Художник. Учитель

Сфера профессиональной деятельности специалиста:

  • художественные, производственные и реставрационные мастерские;
  • творческие общества и организации;
  • театры, музеи, кино- и телестудии, редакции, издательства и другие специализированные учреждения;
  • детские художественные школы, детские школы искусств, общеобразовательные школы с художественным и эстетическим уклоном и другие образовательные учреждения.

Специальность (направление специальности), специализация:
Декоративно-прикладное искусство 2-15 02 01
Художественная обработка дерева 2-15 02 01 03
Квалификация: Художник. Учитель

Сфера профессиональной деятельности специалиста:

  • предприятия художественной промышленности;
  • художественные и производственные мастерские;
  • производственно-коммерческие учреждения и другие организации различных систем и ведомств.

 
Александр Валерьевич Шантарович, директор колледжа

В нашей сфере нельзя подходить к подготовке кадров так, как для производства. Нельзя сегодня сказать, сколько завтра понадобится стране художников или дизайнеров. Можно просчитать количество медработников, инженеров, а художников — нет. Возможно, их всего три человека нужно. Но, чтобы в итоге было три, сначала нужно готовить триста. Имея опыт работы в различных сферах, я могу сказать, что более сложной сферы, чем искусство, в смысле самореализации профессионала нет. И я это честно говорю и нашим абитуриентам, и их родителям.

Мы по-прежнему придерживаемся классического подхода в образовании. По моему мнению, на сегодня это наша сильная сторона, через это имеем преимущество над подобными учебными заведениями зарубежья. Поездив за границу с нашими учащимися, я многое видел своими глазами и могу сравнивать. Как по мне, художественное образование всё-таки должно опираться на традицию, на классику.

Александр Валерьевич Шантарович
директор колледжа

 
 

Миллениум

К началу XXI века белорусское изобразительное искусство пришло с широким диапазоном жанровых, тематических, образно-стилистических приобретений. Дипломные работы учащихся колледжа за 2000-е – 2017 гг. также о том свидетельствуют. При этом большинство сегодняшних выпускников сохраняют верность традиционным реалистическим формам, но усиливают роль композиции, колорита. В их работах видимо стремление по-своему подойти к сюжетам, связанным с мифологией, национальной тематикой. Представлены разные жанры станковой картины, но преобладают среди работ пейзаж и портрет. Любовь наших художников к родному пейзажу уже традиционная; регулярное же обращение молодых авторов к портрету, автопортрету, групповому портрету выражает их интерес к теме современника, стремление к размышлению над собой, своим временем.

Молодые художники-графики используют широкий спектр техник, среди которых особую актуальность в указанный период приобретает цифровая печать. Традиционно популярными остаются акварель, карандаш, смешанная техника. Работы художников графического дизайна свидетельствуют об интересе как к наследию мирового искусства, так и к собственным традициям.

В творчестве молодых скульпторов органично сочетаются сохранение и развитие традиций с творческим поиском. Рядом с привычным реализмом сосуществуют формальные эксперименты. Молодые авторы осваивают работу в различных техниках.

Традиция художественной обработки дерева бережно сохраняется и творчески развивается на отделении декоративно-прикладного искусства. Долгая история творческой работы с этим материалом в Беларуси определяет и особую тематику с вниманием к национальному наследию, родной природы, и особенное, сберегательное и уважительное, отношение к фактуре. Плодотворно развиваются и другие направления декоративно-прикладного искусства — такие как создание декоративных кукол, гобеленов.

1980-е – 1990-е гг.

1980-е и 1990-е годы можно охарактеризовать как период, когда во всех видах изобразительного искусства происходят фундаментальные изменения. Исчезновение в конце 1980-х информационной ограниченности и изолированности от культурного контекста вызвало в республике своеобразный эстетический взрыв. Изобразительное искусство этого периода выделяют стилистическое разнообразие, стремление творчески переосмыслить художественный опыт мировой художественной культуры, что всегда ярко проявляется в творчестве молодого поколения авторов, особенно восприимчивых к новому, не скованный традицией, склонных к экспериментам. При этом в работе молодых художников можно отметить тенденцию к сочетанию и свободной интерпретации различных традиций, современных направлений. Иногда авторы сознательно отступают от реалистической трактовки окружающей действительности, усиливают, гиперболизируют природные цвета, нарушают пропорции для достижения большей чёткости. Актуальность приобретают использование символических элементов, ассоциаций, попытки соединить в рамках одной композиции реалистичность и условность. Вместе с тем можно констатировать, что и традиции реалистической живописи в работах учащихся художественного училища остаются сильными.

Растёт интерес к собственно национальной тематике в произведениях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Это связано с тенденцией в обществе к переосмыслению многих исторических событий, с возрастанием среди художников интереса к культурному наследию, памятников древней архитектуры, выдающихся личностей Беларуси.

В дипломных работах молодых скульпторов можно отметить постоянное следование классической реалистической традиции, что соответствует направленности обучения. Вместе с тем скульпторам нового поколения свойственно стремление к тематическому разнообразию и расширению выразительных средств в своих пластических поисках.

1960-е – 1970-е гг.

В 1960-е – 1970-е годы вступает в решающую фазу процесс формирования национальной художественной школы, который происходил в условиях существенных перемен в общественно-политической и культурной жизни Беларуси. Среди выпускников Минского государственного художественного училища имени А. К. Глебова — Б. Аракчеев, В. Громыко, М. Данциг, Г. Поплавский, Л. Щемелёв, М. Савицкий, В. Версоцкий, И. Басов, А. Кашкуревич, В. Уроднич, В. Шарангович и другие художники, которые определили облик белорусского изобразительного искусства в эти и последующие десятилетия.

Дипломные работы учащихся училища дают представление об этом периоде в развитии изобразительного искусства нашей страны. Работы, созданные в начале 1960-х годов, в целом соответствуют традиции, заложенной в прошлый период: в них можно отметить повествовательный характер композиции, историческую конкретность, определённую иллюстративность.

Начиная со второй половины 1960-х годов и на протяжении 1970-х значительное влияние на развитие белорусского изобразительного искусства сделал суровый стиль. Это влияние проявляется в отходе от конкретно-исторического воплощения той или иной темы в сторону большей художественной обобщённости и лаконичности, приподнятости образов. Работам присуща определённая графичность живописной манеры, тяга к условному обобщению форм. Наблюдается стремление к переосмыслению исторических тем, связанных с недавним.

Для произведений многих молодых авторов характерно стремление к декоративности, светлым, ярким цветам, работы часто характеризуются приподнятым настроением. В работах, связанных с темой современности, особенно заметен отказ от пафосности, прямолинейности в пользу лиричности, более сложной образности, склонность к метафоре. В этом также проявились веяния времени.

1960-е и ещё в большей степени 1970-е годы определялись в развитии нашего искусства ростом интереса художников к национальным истокам, к родной истории.

Мария Валерьевна Громыко
кандидат искусствоведения,
старший сотрудник Центра исследования белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси

тел./факс +375 17 290-09-21
ПН-ПТ  8:45-12:45, 13:15-17:15
ул. Петруся Бровки, 22
Минск