Пресса о колледже

Шагнувшим в бессмертие

Газета «Минский Курьер»

Вспомнить имена погибших воинов и почтить их память в ночь на 22 июня планируют участники проекта «Мужеством своим в бессмертие шагнувшим».

Кира Краснокутская, начальник управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи администрации Первомайского района

Кира Краснокутская, начальник управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи администрации Первомайского района:

— У нас в районе чтут воинов Великой Отечественной — тех, кто живет рядом с нами, и тех, кто отдал жизнь за Победу. Поэтому молодежь из двух учебных заведений — Минского художественного колледжа имени А. К. Глебова и Института пограничной службы Беларуси — решила создать совместный проект, призванный воспитать у сверстников любовь к своей стране, гордость за ее историческое прошлое. 22 июня 1941 года — особая дата у пограничников. Для многих из них первый день войны стал последним днем жизни.

Курсанты института проводят уроки мужества, во время которых рассказывают о героическом прошлом пограничной службы Беларуси, заставах военного времени и сегодняшних часовых наших рубежей. Учащиеся колледжа пишут портреты заслуженных пограничников, разрабатывают социальные тематические плакаты, открытки с изображением героев 1941 года.

Проект финиширует 22 июня на территории Брестской крепости. Думаю, его участники, прикоснувшись к истории, навсегда сохранят в душе гордость за Отечество, готовность его защищать, ответственность за свой народ и судьбу страны.

Полковник Андрей Соловейко, заместитель начальника факультета № 1 Института пограничной службы по учебной и методической работе

Полковник Андрей Соловейко, заместитель начальника факультета № 1 Института пограничной службы по учебной и методической работе:

— Не стоит забывать: пограничные войска сумели сорвать гитлеровский план мгновенной войны уже в первые минуты. Каждая погранзастава охраняла участок протяженностью от 7 до 15 километров. Ее штат в мирное время — 20-30 человек, накануне войны — до 60 военнослужащих. Из 485 застав, располагавшихся на западной границе Белоруссии, ни одна не отступила без приказа. Гитлеровское командование отводило 15 минут, максимум полчаса на то, чтобы уничтожить наши подразделения, но они держались часами и сутками, а некоторые — по нескольку недель. Многие офицеры-пограничники стали руководителями партизанских отрядов.

Как свидетельствовал пленный немецкий фельдфебель, воевавший в 1941-м в районе Брестской крепости, «пограничники сопротивлялись до последнего. Нигде, никогда мы не видели такой стойкости, такого воинского упорства. Они предпочитали смерть возможности отхода. Советского пограничника можно было захватить только при двух условиях: когда он был уже мертв либо его ранило, и он находился в тяжелом, бессознательном состоянии».

Накануне Великой Отечественной в западных пограничных округах проходили службу 82 405 человек. К апрелю 1942 года погранвойска потеряли 3 600 убитыми и умершими от ран, 32 300 пропавшими без вести. И только 136 человек были пленены.

Оксана Филимонова, заместитель директора по воспитательной работе художественного колледжа

Оксана Филимонова, заместитель директора по воспитательной работе художественного колледжа:

— С Институтом пограничной службы сотрудничаем давно, было много совместных проектов. А в преддверии 75-летия начала Великой Отечественной мы подумали, что хорошо было бы найти новое направление нашего взаимодействия.

Героев для портретов подбирал институт — в основном это боевые офицеры, прошедшие войну в Афганистане, преподаватели вуза. Среди них и ветеран Второй мировой Василий Петрович Давжонак. Ну а исполнители — наши студенты 3-4-го курсов, те, кто уже имеет определенную подготовку. Портреты ветеранов воспитанники училища пишут не впервые, и у ребят сложилось особое, бережное отношение к этим людям. К примеру, Василия Петровича они и встречают на остановке, и провожают после сеанса. Когда перед тобой живой свидетель исторических событий, который может о многом рассказать, это вызывает трепетные эмоции.

В июне мы приедем в Брест на пленэр, привезем с собой уже готовые работы военной тематики, портреты ветеранов-пограничников и, конечно же, будем работать на погранзаставе, писать картины. Организовать выставку в эти дни планируется в самой Брестской крепости — для экспозиции будет отведено 3 зала.

Автором логотипа проекта стала учащаяся колледжа Настя Станкевич. Кроме того, студенты занимаются разработкой макета сборника стихов, ведь в рамках акции запланирован поэтический конкурс. А до этого они неоднократно встречались с представителями института, слушали рассказы об истории пограничной службы, о боях в Брестской крепости, читали много литературы, чтобы глубже проникнуться событиями тех дней.

Алина Лабус, 3-курсница колледжа, участница проекта

Алина Лабус, 3-курсница колледжа, участница проекта:

— Написание портретов — часть учебного процесса. Но когда нам объяснили цель проекта, работать стало интереснее — каждый с радостью взялся за дело. Наша группа писала портрет Василия Петровича Давжонка. Ему уже 90 лет, но, несмотря на преклонный возраст, он приходил к нам в мастерскую. Было видно, что ему интересно осмотреть наши классы, пообщаться. Много говорил о современной жизни, но военные воспоминания, возможно, слишком болезненны для него… Я раньше не занималась военной тематикой. Мне даже размышлять на эту тему, смотреть фильмы было очень тяжело, а уж тем более создавать картину. Есть эмоции, до которых нужно дорасти, и участие в проекте помогло мне это сделать.

Было бы очень интересно оказаться в Брестской крепости в канун 22 июня — это важная дата в истории нашей страны, и хотелось бы принять участие в памятных мероприятиях.

Николай Троцевский, профессор кафедры пограничной службы, кандидат военных наук, полковник запаса, воин-интернационалист

Николай Троцевский, профессор кафедры пограничной службы, кандидат военных наук, полковник запаса, воин-интернационалист:

— У всех офицеров, которые приходили в училище для написания портрета, за плечами серьезный жизненный путь, опыт, закалка. Но позируя юным художникам, мы испытываем волнение, ощущаем торжественность ситуации.

Лично мне было интересно с профессиональной точки зрения понаблюдать за организацией учебного процесса в училище, сравнить специфику подготовки и даже что-то почерпнуть для себя, несмотря на очень различные направления нашей работы.

Как я отнесся к тому, что портрет преподавателя пишут студенты? Хотя внешне здесь царит непринужденность, в мастерской чувствуется принципиальность руководителя, заметны его методические рекомендации. Мой портрет рисует группа дизайнеров, не живописцы, но вижу, как ответственно они относятся к делу. Надеюсь, на портрете я получусь похожим на себя!

Екатерина Циркун

Газета «Минский Курьер» – 23 февраля 2016