Как воспитать личность изобразительным искусством? Навыки четырёх «К»

В этом году Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова празднует своё 75-летие. За годы своего существования он приобрёл статус одного из ведущих учреждений среднего специального образования в стране. Что касается празднования торжественной даты, то её в колледже отмечают в течение года. А финальным штрихом станет большой концерт в Большом зале Белгосфилармонии 2 декабря. В нём примут участие представители Большого театра оперы и балета, Академии музыки, Белорусского государственного университета культуры, а также колледжей. Как осуществляется сегодня государственная поддержка талантливой молодёжи, по каким направлениям ведётся профориентация и популяризация изобразительного искусства в Беларуси, специалисты культурной сферы недавно обсуждали в кругу преподавателей и единомышленников.

Среди самых известных выпускников колледжа можно назвать Михаила Савицкого, Мая Данцига, Виктора Громыко, Ивана Миско, Василия Шаранговича и многих других. В разные годы преподавателями учебного заведения были заслуженные деятели искусств Лев Лейтман, Андрей Бембель, Натан Воронов, Ольгерд Малишевский, Оскар Марикс, Виталий Цвирко. Местом притяжения для талантливых детей остаётся «Глебовка» и по сей день.

«Студенты, которые нужны нам, абсолютно специфичны»

— Нам неоднократно предлагали поучаствовать в каких-то мероприятиях, связанных с профориентацией. Однако, попытавшись даже представить себя на городских ярмарках вакансий, мы постепенно отказались от этого, потому что студенты, которые нужны нам, абсолютно специфичны, и с ними нужно работать и разговаривать совсем не так, как, скажем, с учениками 8-9 классов общеобразовательной школы, — делится директор Минского государственного художественного колледжа имени А. К. Глебова Александр Шантарович. — Тем более по тенденции последних лет видим, что к нам приходит больше желающих, чем мы можем взять. Если на заявленные 60 мест мы получаем 250 заявок, то это даже не совпадает с нашими возможностями по организации вступительной кампании — что касается наличия планшетов, мольбертов, табуреток. Средний конкурс в этом году у нас был 7-8 человек на место (говорю обо всех специальностях). Специализация «дизайн» бьёт рекорды по количеству заявок — там в этом году конкурс был 13 человек (18 человек в прошлом году) на место.

Вместе с тем руководитель учебного заведения обратил внимание на некоторые нюансы вступительной кампании. Так, например, всё ещё встречаются среди будущих учащихся дети, имеющие не совсем ясное представление о том, куда они идут. Хотят, чтобы было, как в сюжетах зарубежных фильмов: герой вспоминает, что мечтал быть художником, а через несколько дней вот вам уже и персональная выставка, успех... Не понимают, что для такого результата нужна большая и кропотливая работа. Однако радует преподавателей сегодня уже то, что пропала такая установка родителей: если ребёнок не имеет способностей к точным наукам, то можно отдать его в творчество. Хотя раньше, лет пять назад, такой посыл ещё можно было наблюдать. И в последнее время поступать в «Глебовку» всё чаще приходят учащиеся с высоким средним баллом.

— Сейчас обсуждается вопрос общеобразовательного компонента, в том числе и для учреждений культуры. И я думаю, то, что предлагается сегодня стандартным для всех колледжей, нам не подходит. Я, например, преподаю в нашем учреждении математику, но 240 часов этой дисциплины нам не нужно. В то время как по 80 часов на русскую и белорусскую литературу — это вообще ничто, — говорит Александр Валерьевич. — Нет такой отрасли знаний, где мог бы себе хоть немного не разбираться художник. Как и нет тем, на которые бы не мог писать творческий человек. Мы должны научить наших студентов логически мыслить, развивать их аппарат анализа и синтеза. И в этом помогает не только математика, но и большой пласт литературы.

Практиканты — на пленэр

В продолжение разговора высказались по теме профессиональной ориентации и популяризации изобразительного искусства среди молодёжи также и представители столичных художественных школ, Центра дополнительного образования и других учебных заведений. Так, социальный педагог Белорусского государственного колледжа имени А. К. Глебова Юлия Сергеева рассказала, что для того, чтобы иметь спрос среди будущих абитуриентов, их коллективом проводится большая работа по профориентации. Здесь и мастер-классы, и Дни открытых дверей, а ещё выставки-презентации и пленэры.

— Мы стремимся задействовать все возможные формы работы с детьми. Подключаем к этому процессу СМИ, родителей и всех заинтересованных людей. Те же мастер-классы проводим во время каникул, что даёт возможность посетить их как минчанам, так и иногородним детям. Проходят занятия в формате репетиционного экзамена, попав на него, можно показать преподавателям свои работы, посоветоваться, как можно сделать их лучшими. Также на мастер-классах помогают наши студенты, что тоже срабатывает в плюс, поскольку так детям легче раскрыться и говорить о том, что интересует, — говорит Юлия Александровна. — И в интернете у нас хорошо построена работа в этом направлении. На сайте или на нашем YouTube-канале можно найти видео с ответами на вопросы. Очень способствует популяризации колледжа и профориентации то, что с третьего курса у студентов начинается практика. В рамках неё есть возможность знакомить детей в художественных школах с нашим учебным заведением. На пленэре стараемся выезжать в разные города. И в этом году, в год исторической памяти, мы максимально стремились расширить географию. А по итогам пленэров устраиваем выставки, куда приглашаем людей, что тоже работает на профориентацию.

Сколько должно длиться художественное образование?

Однако одно дело говорить о детях, которые целенаправленно выбирают обучение в том либо ином учреждении, студии, а совсем другое, если это изучение искусства в общеобразовательной школе. Там, как отметила методист отдела методического обеспечения гуманитарного образования Национального института образования Ольга Пищик, очень часто после девяти классов художественно-эстетическое воспитание детей заканчивается. При этом, по мнению специалиста, остаётся недооценённым потенциал изобразительного искусства. Ведь с его помощью можно у каждого ребёнка формировать очень важные навыки «четырёх “К”» (коммуникации, кооперации, креативного и критического мышления). И для этого требуется наличие хороших учебных материалов, хорошо подготовленные кадры и правильно организованный образовательный процесс. Поскольку через изучение изобразительного искусства идёт формирование личности. Поэтому чрезвычайно важно уделять внимание каждому ребёнку, и уже с первого класса вести их по этому пути...

Стремятся активно работать в направлении профориентации и популяризации занятий изобразительным искусством и художественные школы столицы. Есть своего рода симбиоз между ними и «Глебовкой», ведь дети, глядя на тех же студентов колледжа, стремятся туда поступить, а на выходе каждое учреждение получает творческих специалистов и преподавателей для себя. И если школы искусств — одна из ступеней, позволяющая по-настоящему талантливым детям хорошо готовиться к поступлению в другие профильные учебные заведения и самосовершенствоваться, то разнообразные выставочные проекты, конкурсы — это возможность взглянуть на себя в контексте тех, кто рядом создаёт искусство, обратить на себя внимание и, может, даже получить поддержку для дальнейшего развития и самосовершенствования. Так, например, с 14 по 19 ноября 2022 года на базе колледжа пройдёт ХІІІ Республиканский открытый художественный конкурс имени М. А. Савицкого. Данное творческое соревнование единственное в нашей стране позволяет заявляться в качестве лауреата на стипендию Президента по поддержке талантливой молодёжи. Жаль только, что проходит оно раз в три года. Это уменьшает шансы талантливых молодых людей.

Таланту нужна поддержка

— Что касается государственной поддержки, то все мы знаем о существовании специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи. Однако, если мы говорим, в частности, о художниках, то это и моя боль. Поскольку у тех же детей, которые занимаются музыкой, шансы получить специальную стипендию больше, так как конкурсов больше. И, может, стоило бы устраивать конкурсы и для талантливых детей более юного возраста, чтобы и они могли выходить на поддержку фонда, — делится заместитель председателя экспертно-художественной комиссии специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи, начальник отдела образовательных проектов и связей с общественностью Института повышения квалификации и переподготовки кадров Белгосуниверситета культуры и искусств Ольга МАСАЛОВА. — Не менее важная составляющая для повышения мотивации учащихся — и образование их преподавателей. Но не так много у нас сегодня желающих повышать квалификацию.

Радует всё же и верится, что в нашей стране много одержимых своим делом преподавателей, ведь в творчестве невозможно иначе. Зажечь глаза детей любовью к искусству и способствовать раскрытию их потенциала возможно при условии, что такой огонь уже есть у вас. Поэтому те, кто желает самосовершенствоваться, ищут новые формы и подходы в организации учебного процесса. В частности, в «Глебовке» думают, как почерпнуть опыт пермских коллег, где каждый учебный год начинается нестандартно 25 августа. Только что поступившие студенты и дети отправляются на десятидневный пленэр, и там работают на природе и в атмосфере творческого поиска. Присутствующие на встрече смогли ощутить такую атмосферу на выставке молодых преподавателей колледжа.

Елена ДРАПКО

РИУ «Издательский дом “Звязда”» – Культура – 22.10.2022 – Как воспитать личность изобразительным искусством? Навыки четырёх «К»