Экспозицию Ольгерда Малишевского поддержали своими произведениями его ученики

Выставочный проект «Ольгерд Малишевский. Эпоха…» приурочен к 100-летнему юбилею мастера, который был наставником многих белорусских художников, которые успешно работают сейчас. Недаром выставка получилась большой и содержательной – рядом с работами Малишевского помещены произведения его известных учеников, каждый из которых – известная личность в отечественном творческом пространстве. За счёт них проект выходит за пределы одной эпохи, а достигает в наши дни – этим он примечателен и особенно интересен.

Ольгерд Малишевский преподавал в Минском художественном училище имени А. Глебова с 1953 по 1981 годы. Ушёл из жизни он рано, в 67 лет, но до сих пор ученики и знакомые вспоминают его как весьма неординарную личность.

– Есть много художников и искусствоведов, которые его помнят, были у него в мастерской. С ним было интересно разговаривать. Это была колоритная личность, его помнят как франта, потому что любил ярко одеваться, даже очки у него были красивые, – вспоминала накануне открытия выставки первый заместитель председателя Белорусского союза художников Наталья Шарангович. – Ольгерд Малишевский – это действительно целая эпоха в искусстве, он захватил большую часть XX века. Его работы есть в Национальном художественном музее, в Музее современного изобразительного искусства. Но там они представлены не в таком объёме и масштабе, в котором его можно показать. Для этого организована большая выставка во Дворце искусства. На ней представлены произведения разных периодов. Мы поразились тем, что в своё время Ольгерд Адамович не был без внимания, не обделён закупками. Большая часть его работ – около 30 – хранится в фондах Союза художников – это масштабные произведения. Было время, когда художники высказывались очень громко и ярко, создавали огромные по размерам картины. Был период, когда он писал много натюрмортов, или когда писал пейзажи. Был период, когда он писал произведения, посвящённые рабочей тематике, были и заказные работы. Но, к чести художника, он всегда оставался ярким творцом, даже если работа была посвящена, например, Минскому тракторному заводу. Но впереди у него шла живопись. Потому что живописными нюансами и открытыми цветами он играл легко и раскрепощённо.

Рассказывают, что в 1977 году Ольгерд Малишевский попал в Париж – это была его заветная мечта. Там он увидел произведения импрессионистов. А когда вернулся, рассказывал своим друзьям, какое сильное впечатление произвёл на него Париж, и он понял, что главное – цвет и живопись. Своей одержимостью он сумел повлиять и на своих воспитанников в знаменитой «Глебовке», где работал почти 30 лет.

Малишевский-учитель любил говорить, и говорил часто резко, не сдерживался в выражениях, а когда видел, что что-то не получается, то очень стремился донести до ученика, в чём тот неправ. А если видел, что ученик имеет талант, но немного не вписывается в систему образования, и его не всегда понимают, то сам старался поддержать. Организаторы выставки из Белорусского союза художников хотели показать тех, кто защищал дипломы под руководством Ольгерда Малишевского, на кого он повлиял. Самый яркий преподаватель именно тот, у кого ученики реализовались в разных видах, в разных жанрах, в разных направлениях. Ученики Малишевского такие же яркие личности и отличительные художники, например, Георгий Скрипниченко и Николай Селещук, Зоя Литвинова и Светлана Каткова, Владимир Зинкевич и сын мастера Сергей Малишевский… Но их гораздо больше, как больше авторов, чьи произведения расположились в одном пространстве с учителем. «Большая честь, что мои произведения рядом с произведениями Ольгерда Малишевского», – отметил художник-график Юрий Хилько.

В новой эпохе многое видится иначе, и искусство меняется, и темы, и способы выявления. Но вот чем тронет Ольгерд Малишевский – колористикой. В его живописи смотришь не столько на героев, на композицию произведений, а чаще всего вообще не думаешь, на какую тему и почему он создал ту или иную работу. Потому что есть цвет. Есть та самая авторская экспрессия, которая позволяет рассматривать произведение вне времени. Несмотря на то, какая была эпоха.

Лариса ТИМОШИК
Фото автора

Газета «Звезда» – Культура – Изобразительное искусство – Экспозицию Ольгерда Малишевского поддержали своими произведениями его ученики