Мастер-класс — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности, например, изобразительного искусства, для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности.
Отдалённым предшественником мастер-класса можно считать методику преподавания софистов в Древней Греции. Демонстрация своего мастерства софистом ученикам в присутствии публики сочеталась с детальной проработкой выступлений самих учеников преподавателем.
Отдельные элементы метода можно встретить и в практике художников эпохи Возрождения.
Родоначальником мастер-класса в его современной форме обычно признаётся венгерский композитор, пианист-виртуоз Ференц Лист, проведший мастер-класс в Веймаре в 1869 году. В его занятиях с музыкантами уже присутствовали основные атрибуты данного метода.
Структура и специфика мастер-класса
Классический мастер-класс включает:
- Демонстрацию специалистом своего мастерства или своего понимания проблемы в практической форме. Роль мастера — консультант, помогающий организовать учебную работу, осмыслить на новом более высоком уровне творческую деятельность. В отличие от тренинга и семинара мастер-класс обычно проводится для тех, кто уже состоялся как профессионал, но не удовлетворён уровнем, которого уже достиг. В отличие от конференции в мастер-классе отсутствует равенство сторон процесса обучения.
- Вовлечение ученика в активную деятельность по освоению мастерства под контролем специалиста.
- Публичность. Наличие широкой аудитории, воспринимающей процесс общения мастера и его учеников, которая может вмешиваться в этот процесс, задавая вопросы и требуя пояснений.
Проведение мастер-класса не имеет строгих единых норм. Данная форма занятия не регламентируется и по времени, мастер-класс может продолжаться от одного часа до целого рабочего дня. Количество непосредственных участников может охватывать от двух до тридцати человек. Обычно проведение мастер-класса основывается на интуиции специалиста, на практических потребностях ученика. В ходе мастер-класса ученик осуществляет некую творческую деятельность, а мастер объясняет ему, как именно необходимо её осуществлять, комментирует свою точку зрения и демонстрирует сам отдельные элементы деятельности, объясняет наиболее типичные ошибки. После этого ученик повторно осуществляет деятельность с учётом объяснений мастера. Достоинства данного метода обучения: непрерывный контакт специалиста и ученика, практический характер и индивидуальный подход к ученику.
Если мастер-класс проводится на регулярной основе на протяжении длительного времени и с постоянными участниками, то обычно такую форму занятий называют творческой мастерской.
Обычно мастер-класс сопровождает публичные мероприятия (выставки, гастроли) выдающегося деятеля искусств. Проводится мастер-класс за день до мероприятия, либо на следующий день после него.
Одна из целей мастер-класса — интеллектуальное общение специалиста и начинающего, которое должно вести к развитию в ходе мастер-класса способности ученика самостоятельно и нестандартно мыслить. Важную роль играет также обучение профессиональному языку той или иной научной дисциплины аудитории, присутствующей на мастер-классе.
К достоинствам мастер-классов относят:
- высокую мотивацию участников, находящихся под обаянием личности специалиста;
- практическую отработку умений по планированию, организации и контролю деятельности;
- возможность индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса.
Приглашаем принять участие!
8 февраля 2025
суббота
мастер-класс по живописи
в форме репетиционного вступительного экзамена
Участникам необходимо:
- Зарегистрироваться на сайте колледжа;
- Заполнить договор и не забыть взять его с собой на мастер-класс;
- Оплатить участие по 06.02.2025 — 81 BYN. Пожалуйста, оплачивайте своевременно, заранее. Сохраняйте чек (квитанцию) об оплате, возьмите с собой на мастер-класс (можно в электронном виде).
Для работы иметь (приобрести) бумагу формата А2 (420×594 мм, ватман, «для акварели»), графические материалы (ластик, графитный «простой» карандаш HB, B, точилка для карандашей, канцелярский нож), материалы для живописи (по выбору слушателя акварель или гуашь, или акрил, или темпера, соответствующие кисти и палитра, ёмкость для воды, салфетки), крепления для бумаги (канцелярские кнопки, бумажная малярная клейкая лента (скотч), зажимы); планшет 50×60 см – рекомендуется, но не обязательно.
Программа мастер-класса
Время | Мероприятие | Место проведения |
---|---|---|
09:45 – 09:55 |
Встреча участников мастер-класса | Фойе, 1 этаж |
10:00 – 15:00 |
Мастер-класс, просмотр (анализ работ учащихся) | Мастерские |
12:00 – 12:30 |
Перерыв |