Дипломникам и выпускникам

КОЛЛЕДЖ – ВУЗ – РАБОТА

Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.

Аристотель

Аристотель кисти Рафаэля. Фрагмент

Мир искусства и дизайна

В нашей стране существует система образования в сфере искусства и дизайна: колледж – вуз.

Высшее образование по специальностям культуры и искусства можно получить в Белорусской государственной академии искусств (об этом вузе мы расскажем подробнее ниже). А также в

  • Белорусском государственном университете культуры и искусств
    • Факультет традиционной белорусской культуры и современного искусства – Декоративно-прикладное искусство (реставрация изделий)
  • Белорусском государственном университете
    • Факультет социокультурных коммуникаций – Дизайн предметно-пространственной среды, Коммуникативный дизайн
  • Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка
    • Факультет эстетического образования – Изобразительное искусство и компьютерная графика, Изобразительное искусство, черчение и народные художественные промыслы
  • Белорусском национальном техническом университете
    • Архитектурный факультет – Архитектура, Архитектурный дизайн
    • Факультет технологий управления и гуманитаризации – Проектирование и дизайн упаковки
    • Автотракторный факультет – Дизайн гусеничных и колёсных машин
  • Белорусском государственном технологическом университете (дизайн электронных и веб-изданий);
  • Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники (информационные системы и технологии в игровой индустрии (гейм-дизайн));
  • Институте современных знаний имени А. М. Широкова (дизайн предметно-пространственной среды (дизайн интерьеров), дизайн костюма и тканей, дизайн виртуальной среды);
  • Гродненском государственном университете имени Янки Купалы (дизайн костюма и тканей, графический дизайн, дизайн виртуальной среды, изобразительное искусство и компьютерная графика);
  • Витебском государственном университете имени П. М. Машерова (дизайн предметно-пространственной среды (дизайн интерьеров); изобразительное искусство, черчение и народные художественные промыслы; изобразительное искусство и компьютерная графика);
  • Витебском государственном технологическом университете (дизайн предметно-пространственной среды (дизайн интерьеров), дизайн костюма и тканей, дизайн виртуальной среды, коммуникативный дизайн);
  • Полоцком государственном университете (дизайн предметно-пространственной среды (дизайн интерьеров));
  • Минской духовной семинарии (иконопись).

Учреждение образования «Белорусская государственная академия искусств»

Белорусская государственная академия искусств — ведущий центр подготовки молодых творческих кадров театра, кино и телевидения, изобразительных искусств и дизайна. Академия искусств определяет тенденции развития национального искусства Беларуси, стимулирует динамику творческой жизни страны.

Основана Академия в 1945 году как Белорусский театральный институт.
В 1953 Белорусский государственный театральный институт реорганизован в Белорусский государственный театрально-художественный институт: открывается художественный факультет со специальностями «Живопись», «Графика», «Скульптура».
В 1956 на художественном факультете открыта специальность «Театрально-декорационное искусство».
В 1961-1964 на отделении декоративно-прикладного искусства художественного факультета начато обучение по специализациям «Керамика», «Проектирование интерьера и мебели», «Художественная обработка тканей», «Монументально-декоративная роспись».
В 1965 открыта специализация «Художественное конструирование» при кафедре интерьера и оборудования.
В 1967 началась подготовка художников (дизайнеров) для промышленности.
В 1970 открывается отделение художественной обработки металла кафедры монументально-декоративного искусства.
В 1976 художественный факультет разделён на художественный факультет и художественно-промышленный факультет.
В 1977 началась подготовка художников по специальностям «Промышленная графика и упаковка», «Проектирование выставок и рекламы».
В 1988 создана специальность «Проектирование изделий текстильной и лёгкой промышленности».
В 1991 Белорусский государственный театрально-художественный институт преобразован в Белорусскую академию искусств, а в 2001 последняя переименована в Белорусскую государственную академию искусств.
В 1992 набран первый курс по специализациям «Изобразительное решение фильма», «Искусствоведение» (очная форма обучения).
В 1994 набран первый курс по специализации «Театрально-декоративная живопись».
Художественно-промышленный факультет переименован в факультет дизайна, а в 1998 — в факультет дизайна и декоративно-прикладного искусства.
В 2002 набран первый курс на специализацию «Телереклама».
В 2003 набран первый курс на специализацию «Дизайн виртуальной среды».
В 2004 открыта магистратура по специальностям «Искусствоведение», «Дизайн»; набран первый курс на специализацию «Фотографика».
В 2005 набран первый курс на специализацию «Экспозиционный дизайн».
В 2007 открыта галерея «Академия».
В 2008 набран первый курс на специализацию «Монументально-декоративное искусство (реставрация)».
В 2010 открыт факультет экранных искусств.

В соответствии с Положением о порядке признания учреждения высшего образования ведущим в системе высшего образования и (или) в отрасли, утверждённого Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2011 г. № 982, на основании заключения экспертной комиссии по оценке соответствия учреждения образования «Белорусская государственная академия искусств» статусу ведущего учреждения высшего образования в отрасли от 28.09.2011, состав которой утверждён приказом Министра образования Республики Беларусь от 15.06.2011 № 394, учреждению образования «Белорусская государственная академия искусств» предоставлен статус ведущего учреждения высшего образования в отрасли.

Статус ведущего учреждения высшего образования в отрасли предоставлен учреждению высшего образования в целях дальнейшего совершенствования системы высшего образования, усиления его роли в решении социально-экономических, научно-технических и иных задач развития отраслей экономики и социальной сферы, содействия развитию направлений научных исследований в конкретной отрасли, координации деятельности учебно-методических объединений в сфере высшего образования и разработки современных образовательных технологий и средств обучения. (Согласно статье 209 Кодекса Республики Беларусь об образовании)

Специальности Белорусской государственной академии искусств

Художественный факультет

    Факультет осуществляет подготовку по 5 специальностям и 6 направлениям:
  • Живопись (станковая);
  • Живопись (театрально-декорационная);
  • Живопись (изобразительное решение фильма);
  • Графика;
  • Скульптура;
  • Монументально-декоративное искусство (роспись);
  • Монументально-декоративное искусство (реставрация);
  • Искусствоведение (изобразительное искусство).

Факультет дизайна и декоративно-прикладного искусства

    Факультет осуществляет подготовку по 2 специальностям, 10 направлениям и 7 специализациям:
  • Дизайн (объёмный) – Дизайн средств производства и транспорта;
  • Дизайн (объёмный) – Дизайн изделий бытового потребления;
  • Дизайн (объёмный) – Дизайн мебели;
  • Дизайн (предметно-пространственной среды) – Экспозиционный дизайн;
  • Дизайн (предметно-пространственной среды) – Дизайн интерьеров;
  • Дизайн (графический) – Фотографика;
  • Дизайн (коммуникативный) – Телереклама;
  • Дизайн (виртуальной среды);
  • Декоративно-прикладное искусство (изделия из керамики);
  • Декоративно-прикладное искусство (изделия из текстиля);
  • Декоративно-прикладное искусство (костюм);
  • Декоративно-прикладное искусство (изделия из стекла);
  • Декоративно-прикладное искусство (изделия из металла).

Факультет экранных искусств

  • Кинотелеоператорство.

Абитуриенты сдают три вступительных испытания по трём учебным предметам: по белорусскому или русскому языку (по выбору), истории Беларуси в форме централизованного тестирования (ЦТ) и «творчество» по учебным предметам в соответствии с избранной специальностью (например, академический рисунок, живопись / скульптура и композиция (станковая или формально-графическая, декоративная).

Более подробную информацию вы можете получить на сайте Белорусской государственной академии искусств – bdam.by

Вузы в сфере культуры Российской Федерации

Согласно постановлению Министерства культуры Республики Беларусь от 1 августа 2013 г. № 45 «Об установлении перечня учреждений высшего образования в сфере культуры Российской Федерации» в соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2013 г. № 270 «О некоторых вопросах, связанных с получением высшего образования в учреждениях образования в сфере культуры Российской Федерации».

Сокращённый список — изобразительное искусство и дизайн:

  • Санкт-Петербургская Академия Художеств имени Ильи Репина;
  • Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств;
  • Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова;
  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица;
  • Российская государственная специализированная академия искусств;
  • Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.

В профессионально-квалификационной структуре образования отражено всё многообразие направлений искусства, нужно лишь адекватно оценить свои способности и «прислушаться» к своим пожеланиям, к самому себе.

Об обучении в рамках международных договоров
    В целях реализации международных договоров Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере образования с иностранными государствами Министерство культуры информирует о наличии возможности обучения граждан Республики Беларусь за рубежом в рамках:
  • Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области высшего и послевузовского образования от 10.07.2009;
  • Соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области образования и науки от 04.07.2006;
  • Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в сфере высшего и послевузовского образования от 31.05.2013;
  • Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Туркменистана в сфере образования от 27.04.2012;
  • Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Социалистической Республики Вьетнам в области образования от 29.11.2011;
  • Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Монголии о сотрудничестве в сфере образования от 04.09.2013;
  • Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова о сотрудничестве в сфере образования от 30.10.2018;
  • Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Сирийской Арабской Республики о сотрудничестве в сфере высшего и послевузовского образования от 19.09.2019;
  • Исполнительной программы между Правительством Республики Беларусь и Правительством Арабской Республики Египет о сотрудничестве в сфере высшего и послевузовского образования от 19.02.2020.

Работа по распределению

Весна для выпускников учреждений профессионального образования — напряжённое и тревожное время, так как именно сейчас решается их дальнейшая судьба.

Распределение выпускников осуществляется не позднее чем за два месяца до окончания учреждения образования.

Как относиться к будущему распределения — как к социальному преимуществу или как к малоприятному долгу — пусть каждый решает для себя сам. А мы поможем будущим выпускникам найти ответы на вопросы, которые будут для них актуальны.

Кого распределят обязательно?

Всех, кто проучился на дневной бюджетной форме не менее половины от общего срока обучения. Это значит, что студент, который обучался за счёт бюджетных средств и был отчислен, например, на третьем курсе, а затем восстановился и доучивался уже за счёт собственных средств, также может быть распределён. При этом срок работы по распределению не уменьшается пропорционально времени обучения за счёт собственных средств: выпускник будет обязан отработать по распределению два года, как и его однокурсники — «бюджетники». А вот при расчёте суммы, которую выпускник обязан будет вернуть государству в качестве компенсации за своё нежелание работать по распределению, время его платного обучения включаться не будет.

Куда можно распределиться?

К любому юридическому лицу, не имеет значения, частная это организация или государственная. Но, согласно Положению о распределении, преимущественное право на удовлетворение своей потребности в специалистах имеет базовая организация. Это структура, которая заключает договор с учреждением образования о взаимодействии и, соответственно, берёт на себя обязательства по обеспечению студентов рабочими местами для практики и трудоустройства молодых специалистов. Согласно договору, базовая организация может оказывать помощь и в организации учебного процесса — например, в создании на предприятии кафедр. «Базовая организация» — понятие достаточно широкое: это могут быть и акционерные общества, и резиденты Парка высоких технологий, и бюджетные организации.

После удовлетворения потребностей в специалистах непосредственных заказчиков кадров может вестись распределение выпускников в соответствии с полученной специальностью и присвоенной квалификацией в другие организации — на основании их письменных заявок.

Письменные заявки организаций — заказчиков кадров и других организаций будут удовлетворяться в следующих случаях:

  • когда выпускники включены в банк данных одарённой молодёжи и банк данных талантливой молодёжи;
  • если запросы поступили из организаций, где выпускники проходили производственную и преддипломную практику;
  • если отсутствуют места работы, соответствующие поданным в учреждение образования заказчиками кадров заявкам на подготовку специалистов.
Проще говоря, персональные заявки будут удовлетворяться или в случае отсутствия заявок от непосредственных заказчиков кадров, или в случае наличия такого важного аргумента, как прохождение выпускником практики на конкретном предприятии или в организации. Однако гарантии, что персональная заявка будет удовлетворена, всё же нет.

К тому же в персональной заявке должно быть чётко прописано, на какую должность вас берут, и если предложенная вам должность не соответствует профилю вашей специальности, то такую заявку могут смело проигнорировать. Надо понимать, что распределение — это трудоустройство по специальности.

Каким образом определяется очерёдность распределения?

Решение о распределении выпускника принимается с учётом:

  • результатов его успеваемости; участия в научно-исследовательской деятельности, общественной работе;
  • места прохождения производственной и преддипломной практики;
  • состояния здоровья, семейного положения и места жительства семьи;
  • рекомендации учреждения образования о наиболее целесообразном направлении выпускника на работу и его личных пожеланий.

Можно ли отказаться от распределения по причине непредоставления нанимателем жилья?

Условие о предоставлении молодым специалистам жилого помещения нанимателем может быть оговорено в направлении на работу и трудовом договоре (контракте). Однако обеспечение молодого специалиста жильём — это право, а не обязанность нанимателя. Единственная гарантия в этой сфере, закреплённая на государственном уровне, — право молодого специалиста, который прибыл по месту распределения, стать на учёт лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, без дополнительных требований по необходимому сроку проживания в соответствующем населённом пункте. В том числе в Минске и Минском районе.

Чем отличается распределение от целевого направления?

Во-первых, целевое направление гарантирует бесплатное обучение и постоянную стипендию, но «отмазаться» от отработки или поменять место работы почти нереально. Выпускник должен отработать на предприятии, с которым он и его учреждение образования заключили договор. Например, перед поступлением в педуниверситет молодой человек подписывает с отделом образования договор и обязуется по окончании учёбы вернуться работать в родные места. И даже если за время обучения изменится его семейное положение и жизненные планы, после получения диплома он всё равно будет обязан туда вернуться.

Во-вторых, если работать по распределению после колледжа или вуза придётся два года, то по целевому направлению — аж пять лет.

Как получить свободный диплом?

Учреждение образования должно выдать свободный диплом, если не может обеспечить выпускников местами для распределения в соответствии с законодательством. Если заявок меньше, чем выпускников, то выпускнику могут предложить трудоустройство не совсем по его специальности. В последнее время распределиться не совсем по своей специальности проще, чем затем перераспределиться. И это тоже надо иметь в виду.

В последнее время желание быть направленными на первое рабочее место всё чаще высказывают и студенты – «платники». У выпускника, который учился за собственные средства, есть возможность отказаться от направления, но только до того момента, пока он не подпишет с нанимателем контракт. Выпускник может поехать на место распределения, осмотреться, оценить уровень заработной платы, условия труда, наличие социальных гарантий, организацию, нормирование труда и для себя принять решение относительно своего дальнейшего трудоустройства. Если он вообще отказывается от этого места работы, то возвращается в своё учебное заведение и сдаёт выданное направление. Взамен получает справку о свободном трудоустройстве. В отличие от выпускника – «бюджетника», к нему не могут применить никаких санкций. Возможно, тем, кто окончательно не определился с дальнейшими жизненными планами, есть смысл пойти на компромисс — например, заключить контракт сроком не на два года, а на год. Одним словом, нужно взвесить все «за» и «против», так как контракт есть контракт.

Можно ли пойти учиться дальше?

Лучше всего не делать перерывов между обучением и поступать, например, в учреждение высшего образования — в год окончания среднего специального учебного заведения.

Причём выпускники – «бюджетники» ссузов могут избежать распределения, если поступят после колледжа только в государственный вуз и на бюджетное место.

За исключением выпускников государственных учреждений среднего специального образования в сфере культуры и гимназий-колледжей искусств, имеющих поощрение специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи, или являющихся победителями международных и республиканских творческих конкурсов и олимпиад, или получивших диплом о среднем специальном образовании с отличием, обязанных отработать срок обязательной работы по распределению и поступивших в год получения среднего специального образования в учреждения высшего образования в сфере культуры Российской Федерации согласно перечню (также см. выше), утверждаемому Министерством культуры Республики Беларусь для получения высшего образования за счёт средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации в дневной форме получения образования, отрабатывают срок обязательной работы по распределению после получения указанного высшего образования либо после досрочного отчисления из учреждения высшего образования. (Согласно указу Президента Республики Беларусь от 13 июня 2013 г. № 270 «О некоторых вопросах, связанных с получением высшего образования в учреждениях образования в сфере культуры Российской Федерации»)

Какие меры может принять выпускник, если он не согласен с результатами распределения?

Максимум, что комиссия может для него сделать, это отложить рассмотрение дела до итогового заседания. Возможно, за это время он сможет документально оформить свою позицию и добиться другого места распределения или получить возможность свободного трудоустройства. Опротестовать результаты распределения невозможно. Но остаётся ещё перераспределение, основания для которого также ещё предстоит комиссии доказывать.

Можно ли «откупиться» от распределения?

Ещё на этапе распределения выпускник может заявить о своём нежелании работать по распределению или целевому направлению и обратиться за расчётом суммы средств, затраченных на его обучение (за исключением стипендии, питания, места в общежитии и той части учёбы, которая обеспечивала получение среднего образования, учитываются только профессиональные предметы и практика). После внесения средств он может получить справку о свободном трудоустройстве.

В том случае, если молодой специалист не приступил к работе или уволился до окончания срока обязательной отработки и не хочет возвращать в бюджет средства в добровольном порядке, деньги будут взиматься с него в судебном порядке.

По материалам газеты «Звязда» – Что выпускникам нужно знать о распределении

ДОКУМЕНТЫ

Работа комиссии по распределению выпускников учреждения образования осуществляется в соответствии с:

Образец письма о персональном распределении

Итоговая аттестация

Учащиеся при завершении освоения содержания образовательных программ среднего специального образования проходят итоговую аттестацию, которая проводится в форме государственного экзамена по специальности (направлению специальности) и защиты дипломного проекта (работы). (Согласно статье 199 Кодекса Республики Беларусь об образовании)

Итоговая аттестация – Подготовка к экзаменам – Методические рекомендации

Диплом с отличием

Диплом о среднем специальном образовании с отличием («красный диплом») выдаётся обучающимся, имеющим по результатам учебной деятельности при получении среднего специального образования не менее 75 % отметок 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов, включая итоговую аттестацию, а остальные отметки не ниже 7 (семи) баллов. (Согласно статье 98 Кодекса Республики Беларусь об образовании)

Централизованное тестирование

Централизованное тестирование (ЦТ) — это форма вступительных испытаний, которая используется для проведения конкурса при поступлении в вузы. ЦТ могут сдавать учащиеся последних курсов, а также выпускники колледжа.

Подготовкой тестовых заданий занимается Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ).

РИКЗ даёт возможность ещё до сдачи ЦТ проверить свои силы на репетиционном тестировании.

Пункты проведения ЦТ и список учреждений для регистрации оглашается ближе к началу лета, даты проведения тестов припадают на июнь — их график также становится известен весной. Тестирование проводится в один день и в одно время по всей стране.

ЦТ проводится по следующим учебным предметам: белорусский язык, русский язык, обществоведение, биология, математика, история Беларуси, химия, физика, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский), всемирная история и география. В числе которых обязательным является государственный язык — русский или белорусский. Можно сдавать ЦТ по четырём предметам. При этом при поступлении в вуз необходимо будет предъявлять результаты трёх тестирований (или двух ЦТ + «творчество»). Что должно облегчить выбор абитуриентов между близкими специальностями, при поступлении на которые нужно сдавать разные предметы в качестве вторых профильных.

Абитуриенты, опоздавшие на тестирование и пришедшие после вскрытия конвертов с бланками ответов и заданиями, к тестированию не допускаются. Абитуриенты, не пришедшие на тестирование по уважительной причине, которая подтверждена документально, могут пройти тестирование в резервный день.

Абитуриентам, прошедшим централизованное тестирование, выдаётся сертификат по каждому из предметов. С ЦТ-2017 сертификат будет действительным на протяжении двух лет (т. е. абитуриенты, участвовавшие в ЦТ 2017 года, смогут подавать эти же сертификаты и при поступлении в 2018 году).

Более подробную информацию о ЦТ можно узнать на сайте РИКЗ.