Мастер-класс — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности, например, изобразительного искусства, для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности.
Отдалённым предшественником мастер-класса можно считать методику преподавания софистов в Древней Греции. Демонстрация своего мастерства софистом ученикам в присутствии публики сочеталась с детальной проработкой выступлений самих учеников преподавателем.
Отдельные элементы метода можно встретить и в практике художников эпохи Возрождения.
Родоначальником мастер-класса в его современной форме обычно признаётся венгерский композитор, пианист-виртуоз Ференц Лист, проведший мастер-класс в Веймаре в 1869 году. В его занятиях с музыкантами уже присутствовали основные атрибуты данного метода.
Структура и специфика мастер-класса
Классический мастер-класс включает:
- Демонстрацию специалистом своего мастерства или своего понимания проблемы в практической форме. Роль мастера — консультант, помогающий организовать учебную работу, осмыслить на новом более высоком уровне творческую деятельность. В отличие от тренинга и семинара мастер-класс обычно проводится для тех, кто уже состоялся как профессионал, но не удовлетворён уровнем, которого уже достиг. В отличие от конференции в мастер-классе отсутствует равенство сторон процесса обучения.
- Вовлечение ученика в активную деятельность по освоению мастерства под контролем специалиста.
- Публичность. Наличие широкой аудитории, воспринимающей процесс общения мастера и его учеников, которая может вмешиваться в этот процесс, задавая вопросы и требуя пояснений.
Проведение мастер-класса не имеет строгих единых норм. Данная форма занятия не регламентируется и по времени, мастер-класс может продолжаться от одного часа до целого рабочего дня. Количество непосредственных участников может охватывать от двух до тридцати человек. Обычно проведение мастер-класса основывается на интуиции специалиста, на практических потребностях ученика. В ходе мастер-класса ученик осуществляет некую творческую деятельность, а мастер объясняет ему, как именно необходимо её осуществлять, комментирует свою точку зрения и демонстрирует сам отдельные элементы деятельности, объясняет наиболее типичные ошибки. После этого ученик повторно осуществляет деятельность с учётом объяснений мастера. Достоинства данного метода обучения: непрерывный контакт специалиста и ученика, практический характер и индивидуальный подход к ученику.
Если мастер-класс проводится на регулярной основе на протяжении длительного времени и с постоянными участниками, то обычно такую форму занятий называют творческой мастерской.
Обычно мастер-класс сопровождает публичные мероприятия (выставки, гастроли) выдающегося деятеля искусств. Проводится мастер-класс за день до мероприятия, либо на следующий день после него.
Одна из целей мастер-класса — интеллектуальное общение специалиста и начинающего, которое должно вести к развитию в ходе мастер-класса способности ученика самостоятельно и нестандартно мыслить. Важную роль играет также обучение профессиональному языку той или иной научной дисциплины аудитории, присутствующей на мастер-классе.
К достоинствам мастер-классов относят:
- высокую мотивацию участников, находящихся под обаянием личности специалиста;
- практическую отработку умений по планированию, организации и контролю деятельности;
- возможность индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса.
Приглашаем принять участие!
30 ноября 2024
суббота
мастер-класс по рисунку
в форме репетиционного вступительного экзамена
Участникам необходимо:
- Зарегистрироваться на сайте колледжа или по телефону +375 17 270-09-86;
- Заполнить договор и не забыть взять его с собой на мастер-класс;
- Оплатить участие по 28.11.2024 — 81 BYN. Пожалуйста, оплачивайте своевременно, заранее. Сохраняйте чек (квитанцию) об оплате, возьмите с собой на мастер-класс (можно в электронном виде).
Для работы иметь (приобрести) бумагу формата А2 (420×594 мм, ватман), графические материалы (ластик, графитный «простой» карандаш HB, B, 2B, 3B, точилка для карандашей, канцелярский нож), крепления для бумаги (канцелярские кнопки, бумажная малярная клейкая лента (скотч), зажимы); планшет 50×60 см – рекомендуется, но не обязательно.
Программа мастер-класса
Время | Мероприятие | Место проведения |
---|---|---|
09:45 – 09:55 |
Встреча участников мастер-класса | Фойе, 1 этаж |
10:00 – 15:00 |
Мастер-класс, просмотр (анализ работ учащихся) | Мастерские |
12:00 – 12:30 |
Перерыв |