Совпало, или так было и нужно, но разговор о роли личности преподавателя в развитии изобразительного искусства Беларуси состоялся в день открытия выставки к 100-летию Ольгерда Малишевского. Дело в том, что яркий художник был одним из известных преподавателей искусства в Беларуси. Недаром гости пресс-конференции — представители ведущих учебных заведений страны в области искусства и руководители Белорусского союза художников – взяли Малишевского как пример преподавателя, умевшего воспитать личность.
— Художник и педагог — казалось бы, как это может объединиться в одном человеке? — рассуждает первый заместитель председателя Белорусского союза художников Наталья Шарангович. — Нам хотелось подчеркнуть, что на протяжении почти 30 лет он работал в знаменитой «Глебовке» и повлиял на многих художников, произведения которых сейчас составляют золотой фонд отечественного искусства. Это была колоритная личность, он любил высказываться, и часто высказывался резко, не ограничивался в выражениях, когда видел, что что-то не получается, так как всегда хотел донести до ученика, в чем тот не прав. А когда видел, что ученик талантлив, но немного не вписывается в имеющуюся систему образования, в чем-то чудак, которого не всегда понимают, старался его поддержать. Мы хотели показать тех, кто защищал дипломы под руководством Малишевского, на кого он повлиял.
В этом году сфера художественного образования — под особым вниманием благодаря 75-летию Минского государственного художественного колледжа имени Алексея Глебова. По такому случаю проходит много мероприятий и выставок по Беларуси, которые касаются не только художников, прошедших через учебное заведение.
— Мне довелось работать в различных учреждениях образования, поэтому могу сказать: более сложного обучения, чем подготовка художника, не существует. С одной стороны, для преподавателя это комфортная работа: 5-8 учеников в мастерской. В таком формате, как правило, складываются почти что семейные отношения. А с другой стороны, увидеть индивидуальность в каждом из тех восьми и не погубить ее общим подходом ко всем, учесть особенности каждого, — колоссальная морально-этическая, физическая и психологическая работа. Но мне кажется, что работа в качестве педагога-преподавателя помогает работе художника-творца. Общение с учениками, попытка вникнуть в их идеи, их обсуждения дают импульс и личному развитию каждого художника, работающего со студентами.
Одна из бывших выпускниц «Глебовки» Ольга Гордионак-Киреева может не только вспоминать своих учителей в искусстве, но и сама знает, что значит эта работа, потому что преподает в гимназии-колледже искусств имени Ивана Ахремчика, где отделение живописи существует с 1962 года:
— Уникальность нашего заведения в том, что в ней учатся не только изобразительному искусству, но и музыке. Дети все живут, выращиваются, учатся вместе. В общем художник-педагог — уникальное явление, ведь ему нужно произойти не только в личном творчестве, а еще и как преподавателю, который может влиять на профессиональную и даже личную судьбу своих питомцев. Я считаю, что это особая божья благодать, даже чудо.
Может быть, поэтому председатель Белорусского союза художников Глеб Отчик отметил, что из-за специфики работы-художников — преподавателей внимание государства к ним могло бы быть больше:
— В художественной сфере очень важен индивидуальный подход, потому что каждый ребенок, каждый студент, будущий художник — отдельный психотип, к каждому нужно подобрать ключик. Преподаватель искусства не навязывает свои приемы, а направляет студента, показывая несколько методов, а тот сам выбирает, что ему ближе. Очень сложно дать то, что нужно, и не погубить творческую индивидуальность. Среднее специальное образование дает первый диплом, после чего человек может пойти в Академию художеств. Но это тот первый шаг, который можно рассматривать с точки зрения его влияния на отечественную школу живописи, что имеет свои традиции, которыми мы сегодня гордимся.
Лариса ТИМОШИК
Газета «Звезда» – Культура – Изобразительное искусство – Творческое сообщество обсудило специфику художественного образования