Эскиз на будущее
Газета «Советская Белоруссия»
В Минском государственном художественном колледже им. А. К. Глебова прошли дни открытых дверей.
«Там учат даже стены» — так о знаменитой «Глебовке» в интервью нашей газете совсем недавно говорил ее не менее знаменитый выпускник Май Данциг. Пуститься в воспоминания о творческой юности, проведенной в стенах Минского художественного училища (ныне — колледжа) им. А. К. Глебова, по-прежнему любят и Леонид Щемелев, и Георгий Поплавский, Василий Шарангович, Виктор Громыко — те мастера, благодаря таланту которых в послевоенное время начала формироваться новая школа белорусского изобразительного искусства. Вдохновиться истоками и рассмотреть будущее белорусского изобразительного искусства попытались в минувшие выходные корреспонденты «СБ» — в «Глебовке» прошли дни открытых дверей.
Тропа абитуриентов в «Глебовку» не зарастает. За этими подростками – будущее белорусского изобразительного искусства.
На улице Бровки, 22, будущие художники и дизайнеры занимаются шестой год. С тех пор как здание, в котором располагался колледж, в 2008 году признали аварийным и снесли, своего помещения у заведения нет — только арендованные площади. Весь 2009 год «Глебовка» располагалась в трех разных местах — на улицах Менделеева, Рафиева и Богдановича. Директор колледжа Александр Шантарович разводит руками:
— Учиться в таких условиях было очень тяжело. Чуть позже нашли пустующее помещение на ул. Бровки — туда и переехали. Думали, перекантуемся год–два, а там вернемся на прежнее место. Но, увы, новое здание колледжа и общежитие до сих пор в стадии строительства.
Когда именно «Глебовка» обрастет новой площадью, сказать сложно, конкретных дат сдачи помещения нет до сих пор. Нынешнее здание не приспособлено к профессиональной художественной деятельности: даже кабинет, где администрация колледжа собирает школьников и их родителей, физически не может вместить всех желающих. Хотя этот зал — один из самых просторных. Примечательно, что интерес к изобразительному искусству на презентации специальностей высказывают не столько сами потенциальные абитуриенты, сколько их родители, старательно, едва ли не под диктовку записывающие необходимую информацию на бумажки. В прошлом году самый большой конкурс был на специальность «Дизайн» — 11,3 человека на место. В этом году, прогнозируют в приемной комиссии, ситуация не изменится. Такой ажиотаж Александр Шантарович объясняет просто — это модно и востребовано:
— Сейчас дизайнеров не выпускают, наверное, только медики. Какой вуз ни возьми: БГУИР, БНТУ, БГУ, — в каждом есть специальности, связанные с дизайном. У выпускников, как правило, нет проблем с трудоустройством. Иногда они даже не успевают окончить учебу — переманивают работодатели. Чего не скажешь, например, о скульпторах: вакансий, прямо скажем, мало. Поэтому настраиваем ребят на поиск работы, связанной с педагогической деятельностью. В кружках, домах культуры, в том числе и в райцентрах.
Минчанин Дмитрий Буевич о профессии скульптора мечтал с детства. Родители выбор сына поддерживают.
Самый низкий конкурс в 2015-м был на скульптуру: всего 1,4 человека на место. Тенденция, видимо, сохранится и для этой вступительной кампании. На консультацию и мастер-класс по скульптуре на день открытых дверей пришел всего один (!) человек. Воспитанник минской художественной школы № 2 Дмитрий Буевич признается, что об этой профессии грезил с детства:
— Всегда нравилось лепить. Когда сказал родителям, что хочу быть скульптором, они поддержали. Хотя и понимают, что эта профессия вряд ли принесет много денег.
На консультации по живописи оживленнее: на мастер-классе около десяти ребят. Витебчанка Анна Ивановская для себя решила уже давно: если поступать, то только в Минск, в «Глебовку».
— Пока выбираю между живописью и дизайном. Родители не хотят отпускать меня так далеко, но это понятно — чужой город, другие условия.
О деньгах в стенах «Глебовки» даже и говорить неприлично. Александр Шантарович вздыхает:
— Рынок труда сейчас замер. Хотя зарплаты не только сегодня, но и всегда у художников были не слишком высокие. А потому учиться к нам идут, скорее, по велению сердца.
Творческая самореализация для будущих художников по-прежнему остается на первом месте. И пока диплом «Глебовки» остается знаком профессионального качества, тропа абитуриентов сюда, к счастью, не зарастает.
Юлиана ЛЕОНОВИЧ
Фото: Виталий Пивоварчик
Газета «Советская Белоруссия» – 29 марта 2016 – Эскиз на будущее