Профессия «Дизайнер»

Дизайнер должен научиться ви́дению.

Он должен быть знаком с эффектами обмана зрения, с психологическим воздействием форм, цвета и фактур, с эффектами контраста, направления, напряжения и равновесия. Он должен научиться понимать значение человеческого масштаба.

Вальтер Гропиус

Дизайнер – специалист в области дизайна, который в свою очередь имеет множество специализаций. Дизайнеру синонимичны художник-конструктор, проектировщик, модельер, стилист, аниматор, иллюстратор, архитектор, макетчик, оформитель, декоратор.

Профессиональная подготовка дизайнеров осуществляется в специальных средних и высших учреждениях образования, а также в процессе практической работы, причём специалисты готовятся как широкого профиля, так и для определённых отраслей экономики, промышленности.

Термин «ДИЗАЙН»

Дизайн – область художественного творчества, проектирование и создание промышленных вещей, предметной среды жизни и деятельности человека с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами. Цель дизайна – придать вещи такие качества, как удобство, эстетическая привлекательность, соразмерность человеку, единство со средой…

За прошедший XX век дизайнер из профессии «второго уровня» – далеко после писателей, адвокатов, военных – выдвинулся чуть ли не на самый первый план, обрёл небывалый для художников прошлого престиж. И в немалой степени – из-за своей нужности людям, которая отличает современного дизайнера.

Дизайн – художественное ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Проектировать мир, исходя из закономерностей его самоорганизации, а не следуя субъективным поискам «идеального», «просто нового» или «самовыражения», опираясь на знание реальных потребностей общества, с учётом тенденций в сфере художественного творчества и общественного сознания – эта особенность всегда декларировалась и реализовывалась мастерами дизайна с момента его «официального» появления – с 1849 года.

Историческая справка

Элементы дизайна (так называемый протодизайн) можно обнаружить в формах простейших орудий труда в доисторические эпохи, в изделиях античных и средневековых мастеров. В эпоху Возрождения всё большее значение приобретает «проектный подход», создание проекта отделяется от процесса изготовления вещи. Делая наброски схем различных устройств (геликоптеров, подводных лодок, велосипедов, строительных механизмов и военных машин), Леонардо да Винчи пользовался таким распространённым методом проектирования, как компоновка. Конструируя паровую машину, Джеймс Уатт для наглядности обращался к специфической разновидности проектной графики. (Кстати, это его именем названа единица мощности – Ватт.) Ту же цель – облагородить технические устройства, придать им более гармоничный облик преследовал в своих проектах станков изобретатель, художник, скульптор А. К. Нартов, который при Петре I разработал и построил ряд механизированных станков для копирования барельефов и произведений прикладного искусства.

Зарождение дизайна как самостоятельного вида проектной деятельности связано с промышленной революцией. При строительстве Хрустального дворца для Всемирной выставки в Лондоне в 1851 было использовано много принципиально важных дизайнерских идей: модульность и стандартизация конструктивных элементов, принципы вариативности и комбинаторики. Ранним образцом дизайнерского решения стала также гнутая деревянная мебель фабрики «Тонет» в столице Австрии Вене в 1850-е годы (те самые венские стулья), где была разработана технология серийного производства, а элементы мебельных наборов подчинены общим формообразовательным принципам. На рубеже XIX-XX веков появление новых технических изделий (электрические светильники, автомобили, телефонные и телеграфные аппараты и т. п.) обусловило потребность в рациональной организации предметной среды в широких масштабах. Вещи теряют свойства уникальности, превращаются в промышленно тиражируемые изделия, рассчитанные на массового потребителя.

С начала XX века дизайн рассматривается как необходимый этап в создании вещи, один из важнейших критериев в оценке её потребительских свойств.

Возникновение термина «дизайн» совпадает с выходом английского журнала «Journal of Design and Manufactures». В одном из первых номеров журнала отмечалось: «Дизайн имеет двойственную природу. На первом месте – строгое соответствие назначению создаваемой вещи. На втором – украшение или орнаментирование этой полезной структуры. Слово “дизайн” для многих связывается чаще всего со вторым, с независимым орнаментом, противопоставленным полезной функции, нежели с единством обеих сторон». Компромиссная точка зрения на дизайн как проектирование и как декорирование господствовала ещё долгое время.

Сегодня, в начале XXI века, стало окончательно ясно, что дизайн, долгое время считавшийся чем-то вроде умения «оформлять» предметно-пространственную среду нашей жизни – это искусство. Искусство нового этапа развития цивилизации, эры прав человека и рыночных отношений.

Количество нужных людям вещей, где «полезность» изделия обязательно включала его «красоту», росло.

Дизайн за более 150 лет своего существования перерос в идеологию внедрения прекрасного во все сферы нашей жизни. Теперь ни одна область деятельности, где форма продукции имеет решающее значение для потребителя – кулинария, сервис, парикмахерское дело, не говоря уже о традиционно ориентированных на визуальное качество портных и декораторах – не может избежать идеологического пресса дизайна, не может игнорировать его технологии.

В пределах этого явления традиционные художественно-промышленные профессии – гончары, мебельщики, сапожники, ювелиры – превратились в относительно обособленный отряд исполнителей, «прикладников», воплощающих проекты художников-модельеров промышленного и графического дизайна. Более того, дизайнерами стали и всегда считавшиеся самостоятельными архитекторы: появилась и утверждается новая профессия – дизайн среды, лишившая архитекторов львиной доли их продукции.

Сегодня человечество убеждено, что новое должно быть лучше, эффективнее старого, и это «лучше и эффективнее» можно и нужно предвидеть, проектировать и конструировать. В результате – поле деятельности «профессионального предсказателя будущего» – проектировщика-дизайнера – расширилось беспредельно, что объективно совпало с научными и производственными возможностями общества и с путями развития той формы его идеологии, которую называют словом «искусство».

Дизайн – самое распространённое из искусств, дизайн стремится охватить все аспекты материально-пространственного окружения человека.

Дизайнер с большой буквы

Выделяют основные виды современного дизайна: графический, промышленный, архитектурный и средовой, произведения которых, в совокупности, определяют образ жизни нашего времени.

Ведущие сферы дизайнерского творчества
Виды дизайна – специфические формы специализации дизайнерской деятельности, отличающиеся предметом проектирования (областью приложения профессиональных знаний), целями и методами проектной работы и её конечными результатами. Деление дизайна на виды способствует эффективной организации профессиональной деятельности и качественной постановке специального образования.
«Носитель» объекта проектирования
↓ ↓ ↓ ↓
Плоскость Объёмы (предметы) и их визуально-пластическая трактовка «Пространственный» каркас среды, его обработка «Всё вместе»: многоуровневая система объёмных (предметных), пространственных и плоскостных компонентов
Графический дизайнер,
художник-график
Промышленный дизайнер, художник-конструктор Дизайнер архитектурной среды, архитектор Дизайнер среды
Каждый из них имеет свой спектр проблем и решений, свою цель и направление работы:
Призван «украсить» окружающую нас действительность, сделать её ярче, выразительнее. Стремится «оборудовать» действительность, оснастить каждый жизненный процесс, каждый вид деятельности нужными для этого приборами и вещами. Должен «устроить» мир, преобразовать его в предметно-пространственное целое, где было бы комфортно и удобно жить, работать, размышлять и развлекаться.
Направление работы графического дизайнера: визуальная коммуникация, информационная графика, реклама, афиши, плакаты, упаковка, фирменный стиль, шрифтовой дизайн, графические символы, книжная графика, иллюстрация, печатная продукция, типографика, фотографика, информационные устройства, дизайн интерфейсов и веб-дизайн, гейм-дизайн, анимация, мультипликация, телевидение, массмедиа, «электронный, виртуальный» дизайн… Направление работы промышленного дизайнера: дизайн одежды, ткани (текстиля), обуви, аксессуаров, фурнитуры, мебели, бытовых вещей и приборов, объектов машиностроения, средств транспорта и др. Направление работы дизайнера-архитектора: планировка и застройка населённых мест, здания и сооружения; строительство и реконструкция… Направление работы дизайнера среды: среда, своеобразная искусственная «вторая природа», формируется людьми в процессе воспроизводства материальных условий жизни во взаимодействии с естественной природой; дизайн интерьера и открытых пространств различного назначения, эксподизайн, искусственное освещение города, ландшафтный дизайн и др.

Графический дизайнер

Специальность «Графический дизайн»

Художественно-проектная деятельность, основным средством которой служит графика. Её целью является наглядное представление информации, предназначенной для массового распространения посредством полиграфии, интернета, кино, телевидения, а также создание графических элементов предметной среды и изделий.

Роль современных коммуникаций в обществе огромна. Техническая революция породила и развила средства коммуникации, которые видоизменили привычные представления о скорости, пространстве и времени.

Графический дизайн бурно эволюционирует, качественно расширяет ареал своего использования, переходя от плоскостной формы к объёмной и пространственной. Причём пространственная экспансия графического дизайна во многом опирается на цвет – как одно из важнейших средств в работе специалиста.

Графический дизайнер занимает важное место в сферах коммерции, промышленности, развлечений. Рекламная и промышленная графика, визуальный стиль, системы общественных коммуникаций (печать, телевидение, интернет, реклама), компьютерная графика, средовая суперграфика – далеко не полный перечень точек приложения активности специалиста, работающего в сфере графического дизайна.

Историческая справка

Графический дизайн, как специфическая область творчества, представляет собой результат постепенного слияния двух направлений в художественной культуре. С одной стороны, популярного коммерческого искусства (афиши, вывески, реклама, газетные и журнальные иллюстрации), получившего развитие в конце XIX – первой половине XX века и открывшего новый изобразительный язык художника архитекторам и дизайнерам. С другой – современного изобразительного искусства, развивавшегося в Европе в первые три десятилетия XX века.

Первоначально термин «графический дизайн» означал художественное расположение и монтаж на печатном листе текста с изображением в процессе создания зрительно-словесного ряда. В настоящее время сфера деятельности графиков-дизайнеров существенно расширилась, включив компьютерную графику, анимацию, фото-, теле- и видеопрограммы, пространственно-конструктивные эксперименты…

Задачи массовой коммуникации требуют создания современных графических средств и могут быть разрешимы лишь в результате коллективного творчества многих специалистов. Поэтому совместно с дизайнером-графиком работают психологи, социологи, маркетологи, искусствоведы и другие специалисты.

Деятельность графического дизайнера включает сбор и анализ информации, определение проблемы и постановку цели, проектирование как создание общей дизайн-концепции, а после этого осуществляется разработка графического решения и гармоничной композиции. Поэтому в компетенцию специалиста входят знание и анализ рынка, потребителей, психологических возможностей восприятия и, безусловно, умение выбрать наиболее подходящее средство выразительности. Возникают проблемы понимания и усвоения новой информации, визуализации понятий, представлений, процессов, не существующих в зримой форме, которые решает активно развивающаяся так называемая «информационная графика».

Дизайнеров объединяет сегодня ориентация на визуализацию нашего окружения, познание его через зрительное восприятие. Эта деятельность понимается как воспроизведение смыслов различного рода сообщений, событий, понятий, ценностей в визуальной форме. Эта функция реализации абстрактного мышления в наглядном виде особенно актуальна там, где научные знания необходимо сделать доступными широкой публике, а также в сфере бизнеса.

В последнее время наблюдается процесс трансформации графического дизайна в дизайн визуальных, виртуальных коммуникаций. Причём виртуальным может быть не только надпись, изображение, но и объект проектирования в целом (автомобиль, здание, интерьер, улица) при условии ориентации потребителя на его визуальное восприятие. Новое виртуальное мышление существенно влияет на многие виды искусства.

Анимация, кино и телевидение увеличивают объём зрительного познания. Сейчас человек получает информации, «упакованной» в картины и зрительные образы, не меньше, чем через печатный «буквенный» текст. Развитие фото и видео, а затем экспансия телевидения и интернета пробудили массовый интерес к визуальным формам выражения, общения и восприятия. Значение визуальной ориентации, наглядности необычайно возросло. Наряду с понятиями «материя», «энергия» появился новый круг явлений, связанных с понятием «информация».

Профессиональным графическим дизайнером считается тот, кто в каждом конкретном случае может подобрать ключ к решению исходной задачи визуальными средствами, то есть трансформировать исходный смысл (идею, информацию, указание, предостережение, пожелание).

Дизайнер-график воплощает свои представления о визуальной информации, визуальных объёмах и структурах не только в таких традиционных формах, как книжная и газетно-журнальная графика, реклама, плакат, телевидение, компьютерная графика в интернете, но и в системах визуальных коммуникаций городской среды, архитектурных и инженерных объектов и их комплексов. Размещение графических и трёхмерных объектов в пространстве с целью их демонстрации – деятельность, родственная и архитектуре, и графике.

Носителем графики не всегда является лист бумаги. Сложный, крупномасштабный объект (наружная реклама, выставочный стенд, баннер, билборд, указатель) требует специального проектирования, и решение этой задачи предполагает участие дизайнера-графика.

Размытость внешних границ графического дизайна усложняет рассмотрение его типологии и часто полностью меняет привычные представления о графике как изобразительном искусстве. Например, такие виды прикладной графики, как книжная и газетно-журнальная, с точки зрения дизайна являются не только объектами изобразительного искусства (создание иллюстраций или шрифта), но и объектами созидательной деятельности, включающей техническое редактирование, набор, вёрстку и прочее.

Виды графического дизайна можно классифицировать в зависимости от объекта проектирования. Например, во всех формах графического дизайна, использующих текст, значительную роль играет типографика, в основе которой – проектирование словесного текста средствами типографского набора. Важным моментом здесь является размещение готовых форм (заголовков, слов, частей текста, заставок) как относительно друг друга, так и по отношению к носителю информации (газетная полоса, поле афиши, баннера).

Такой вид графического дизайна, как промышленная графика, тесно связан с промышленным производством и его продукцией. Главными объектами разработки являются товарные и фирменные знаки, марки, лейблы, ярлыки, этикетки, упаковки и прочее.

Графический дизайн широко распространён в сферах коммерции, коммуникаций, развлечений.

Особую роль графический дизайн играет в создании фирменного стиля, основная цель которого – появление определенного и постоянного запоминающегося зрительного образа всего, что связано с предприятием, его деятельностью и продукцией. Основные элементы фирменного стиля – логотип, шрифт, цветовая гамма, композиционные принципы – могут охватывать широкие сферы – начиная от стандартного минимума (фирменный бланк, конверт и визитная карточка) до графического оформления всей документации фирмы, её рекламы, оформления транспортных средств, художественно-стилистическое решение интерьеров фирмы, моделей одежды сотрудников и прочее.

Ни одна проектная деятельность, а тем более архитектурная, не может обходиться без графической визуализации авторского замысла. Основными видами архитектурной графики, которые отражают процесс проектирования, являются эскиз, чертёж и архитектурный рисунок, каждый из которых имеет свою изобразительную специфику и отвечает определённым требованиям. Например, поиск архитектурной идеи осуществляется с помощью эскиза, а оформление архитектурного чертежа – с помощью архитектурного рисунка. Второе рождение переживает сейчас графический знак (граф) при использовании его на упаковках, на стенах интерьеров, в городской среде.

В последние годы широкое распространение получила компьютерная графика, которая активно используется во всех видах графического дизайна, особенно в виртуальной среде.

Всё сказанное подтверждает, что графический дизайн в наше время представляет собой весьма развитую и чрезвычайно насыщенную смысловыми оттенками область художественной жизни общества, и как особая форма эстетического мышления, чрезвычайно активно влияет на другие виды дизайна.

Ввиду сокращённого объёма статьи в ней нет подробного освещения ряда сторон дизайнерского дела, прежде всего – комплекса данных о дизайне в сфере текстиля, одежды, моды, интерьера и архитектуры, составляющих сегодня чрезвычайно обширную и практически самостоятельную сферу дизайнерского творчества; а также как «виртуальный дизайн», «анимация», «фэнтези» – которые отражают, скорее, тенденции развития дизайнерского сознания и технологий…

Плюсы и минусы профессии «Дизайнер»

Большинство направлений дизайна привлекательны тем, что они:

  • дают возможность реализовать себя в творчестве;
  • востребованы и, следовательно, могут обеспечить достойный доход;
  • при всём этом не требуют сидения в офисе от звонка до звонка и не привязывают вас к месту, позволяя работать удалённо;
  • позволяют выходить на зарубежный рынок и вместе с этим на более высокий уровень оплаты.

Как и в любом деле, в профессии дизайнера далеко не всё так гладко, и есть минусы, часть которых является обратной стороной плюсов:

  • свободный график удалённой работы становится причиной ненормированного рабочего дня, ведь время выполнения проекта ограничено;
  • работа всех творческих людей во многом зависит от вдохновения, однако поток фантазии не бесконечен, и временами дизайнеры страдают от выгорания и творческих кризисов;
  • постоянное общение с клиентами, которые периодически бывают не просто требовательными, но и противоречащими сами себе, иногда не понимающими самых элементарных с точки зрения дизайнера вещей.

В условиях конкурентной борьбы товаров и услуг хороший дизайнер всегда будет востребован. Спрос на таких специалистов немалый. Кроме того, прогресс не стоит на месте, и возникает необходимость в новых направлениях дизайна. А это новые вызовы и возможности.

Как стать дизайнером

Что нужно дизайнерскому образованию

Профессионально важные качества дизайнера

Чтобы успешно реализовать творческую идею, дизайнер должен обладать художественными способностями, прекрасной памятью и пространственным воображением, терпением и аккуратностью.

Важны:

  • самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе);
  • целеустремлённость;
  • хороший глазомер: линейный, угловой, объёмный;
  • пространственно-образное мышление;
  • способность к абстрагированию;
  • чувство цвета и гармонии;
  • развитый эстетический и художественный вкус.

Кроме этого, нужны знания по основам композиции, истории мирового изобразительного искусства и дизайна, пластической анатомии и многим другим наукам, которым учат в учреждениях образования по специальности «Дизайн».

Без специального образования развить хороший эстетический вкус, чувство цвета и гармонии, способность к абстрактному мышлению и созданию образов по словесным описаниям чрезвычайно сложно. И получить работу в солидном учреждении или заказы в качестве независимого дизайнера без соответствующего образования почти невозможно.

Но работать, занимаясь любимым делом, — это лучший вариант жизненного пути.

Если вы хотите стать дизайнером после 9 класса на профессиональном уровне, желательно как можно раньше приступить к освоению профессии. Известно, что обычно будущие дизайнеры начинают свой творческий путь с изучения рисунка, живописи, композиции, и только после, с образцами выполненных работ получают консультации и сдают специальные экзамены для поступления в колледж, где учатся на дизайнера.

В нашей стране профессия дизайнера имеет традиции, сочетающие лучшие достижения отечественной и зарубежной школы, опыт наших предков с последними научными и техническими открытиями.

Где получить образование дизайнера после 9 класса бесплатно

Бесплатное образование дизайнер может получить в учреждениях образования по специальности «Дизайн» в Минском государственном художественном колледже имени А. К. Глебова после 9 класса и по системе образования колледж – вуз в Белорусской государственной академии искусств.

На вступительных экзаменах у абитуриента выявляется талант пространственного видения (мышления), позволяющий создавать эскизы и рисунки будущих дизайн-проектов и воплощать их в материале. Плюс к нему добавляется особое образное мышление и моторика пальцев, помогающая воплощать нарисованные на бумаге проекты в пространственные модели и затем в оригинальные произведения дизайна. Такие способности выявляются только на практике.

Алёшкина Диана – дизайнер,
выпускник МГХК им. Глебова

Гусак София – дизайнер,
выпускник МГХК им. Глебова

Дизайн в Минском государственном художественном колледже имени А. К. Глебова