Страшная штука лень. Особенно когда нападает в самые ответственные моменты. Например, перед экзаменами. Вот вроде собрался, разложил учебники, книги, тетради и ходишь-ходишь вокруг всего этого... То передача интересная начнётся по телевизору, то друг позвонит, да мало ли что ещё.
В общем, остаётся всё это лежать на столе нетронутым до следующего раза. И чем времени остаётся меньше, тем сильнее лень. Знакомо? Казалось бы, предэкзаменационный аврал — самое время собрать все силы и всё внимание... А тут такая напасть. Но готовиться-то всё равно надо. Давайте-ка разберёмся.
Самое интересное, что в науке психологии вообще нет такого понятия — «лень».
Психологи поясняют: так называемая лень — это отсутствие мотивации. Иначе говоря, очень просто: не делаешь — значит, не хочешь делать, нет достаточно сильного мотива.
Какой можно сделать из этого вывод? Важно найти свой, индивидуальный, мотив, который заставит делать то, что так необходимо.
Кстати, частенько учителя и родители любят говорить о силе воли. Понимая её как «сожми зубы и делай». Не зная о том, что воля тесно связана с ценностями человека. И лучший способ заставить себя что-то сделать — это найти ту ценность, ради которой стоит действовать.
Итак, мотив — это побудительная сила, заставляющая человека действовать.
Мы говорим о мотивах, когда отвечаем на вопросы «Почему?», «Ради чего?», «Какой смысл?». Как только появляется мотив, человек может сформулировать цель и начать поиск средств для её реализации. Очень тесно мотив связан с ценностями, только ради чего-то ценного для нас мы действуем.
Мотивы бывают разные. И, конечно, самый эффективный из них — интерес. Легче всего заставить себя учить предмет, который интересен, близок. Чтобы стимулировать себя, начните учить с самой интересной для вас темы. Может быть, с той, что описана наиболее увлекательно. Это поможет втянуться и постепенно пройти по всему необходимому материалу. Но даже в скучном, на первый взгляд, предмете можно найти что-то интересное. Попробуйте поговорить с человеком, увлечённым именно этим, его интерес может заразить и вас.
С детства одним из самых действенных мотивов для каждого является страх наказания. Запугивать самого себя ремнём, пожалуй, смысла не имеет, а вот в красках представить себе последствия несданных экзаменов можно. Этот способ эффективен далеко не для всех. Если вы в детстве в ответ на угрозы родителей назло делали всё ещё хуже — этот способ не для вас.
Противоположный мотив, как можно догадаться, мотив поощрения. Этот способ, наверное, известен каждому. Придумайте, чем себя порадовать за каждый выученный раздел или десяток решённых задач. Представьте, насколько свободно вы будете себя чувствовать, как только покончите с экзаменами.
Вы ведёте ежедневник, составляете список покупок перед походом в магазин и всегда по дням планируете каникулы? Порядок для вас важен во всём. Используйте эту значимую для вас ценность и при подготовке к экзаменам. Составьте план учёбы и вычёркивайте пункты по мере их выполнения. Каждый зачёркнутый пункт будет вдохновлять вас на новые подвиги. Практика показывает, что этот простенький, вроде, приём помогает многим.
Бывает так, что главный мотив для человека — общение. Вы из тех, кто любит всегда быть среди людей, что-то обсуждать, спорить, делиться информацией? В таком случае не запирайтесь при подготовке к экзаменам в четыре стены. Иначе это будет восприниматься как настоящая пытка. Например, этап закрепления материала вполне можно провести в форме коллективного обсуждения с такими же общительными одноклассниками.
Если для вас очень ценно мнение окружающих о вас, то имеет смысл использовать этот стимул при подготовке. Договоритесь с кем-то из близких, что вы будете «отчитываться» за каждый выученный раздел. Такая демонстрация ваших достижений поможет вам с гораздо большим воодушевлением готовиться к экзаменам.
Интересный человеческий мотив — мотив противоборства, преодоления. Бывает, что человеку важно преодолевать трудности, не идти по накатанной колее. Сложные, запутанные загадки обычно вызывают у вас азарт и желание докопаться до ответа? Значит, этот мотив выражен у вас. Тогда лень при подготовке к экзаменам может быть связана с тем, что это обычно довольно монотонное, однообразное занятие. Постройте программу своей подготовки так, чтобы самые сложные вопросы, разделы шли в самом начале.
Кстати, это достаточно эффективно еще и потому, что по одному из законов памяти лучше всего как раз запоминается первое и последнее из заученного материала. Вспоминайте о том, что ваша лень — это очередное препятствие, которое вам нужно преодолеть. Очень полезно бывает разозлиться на себя: «Неужели я решаю такие сложные задачки, а не смогу всего лишь зазубрить десяток теорем?!».
В целом, все человеческие мотивы можно свести к двум группам — внутренние и внешние мотивы.
Проще говоря, чтобы заставить себя взяться за какую-то работу, нужно либо найти какой-то внешний стимул (вознаграждение, похвала и т. д.), либо осознать, почему и каким образом эта работа важна для вас, найти интерес в самом процессе этой деятельности.
Рассмотрим ещё несколько общих рекомендаций.
В психологической теории мотивации есть один важный момент.
Все наши мотивы расположены в иерархии. Практически это означает, что пока не удовлетворены «базовые» потребности, пытаться заставить себя учиться — дело неблагодарное.
Лучше потратить время на то, чтобы поесть, поспать, организовать себе комфортную обстановку для учёбы, а уж потом приступать, толку будет больше. А иначе «борьба мотивов» вам обеспечена, и все силы уйдут на неё!
Если вы занимаетесь спортом, танцами, ходите в бассейн, не бросайте все эти дела на время подготовки к экзаменам, просто немного сократите время на них. Время лучше выиграть за счёт сокращения нагрузок на психику — таких как компьютерные игры и просмотр телевизора. А главное, составьте чёткий график всех этих занятий, распределите их в течение дня. Когда вы уже садитесь за учёбу, ничего вокруг не должно отвлекать вас.
Ходите кругами и не можете заставить себя работать? Скорее всего, это опять проявление борьбы мотивов. Стоит остановиться и задуматься, чего сейчас на самом деле хочется. Может, это не полёт в космос, а что-то вполне осуществимое? Тогда стоит потратить на это какое-то время, чтобы потом учить спокойно.
Есть ещё один закон мотивации. С психологического языка на русский его можно перевести так.
Желание что-то делать сразу пропадает, как только наш мозг воспринимает объём информации как слишком большой, непомерный.
Но что поделаешь, перелопатить учебного материала перед экзаменами и правда приходится очень и очень много! Попробуйте обмануть свой мозг: разделите весь объём на отдельные смысловые части. Берясь за первую, даже не думайте об остальных. Вплоть до того, что не выкладывайте на стол сразу всю гору учебников и тетрадей и не листайте вперёд страницы учебника, ужасаясь, сколько ещё осталось.
Аналогичный механизм может сработать, если вы накрутите себя, считая, что предстоящий экзамен — главное дело вашей жизни, от которого зависит всё на свете. От такой гиперответственности появляется страх и опускаются руки.
Если это про вас, попробуйте сделать следующее. Задайте себе вопрос: «Что самое страшное может случиться, если я не сдам этот экзамен?» Вы увидите, что даже самый страшный исход далеко не так критичен, чтобы из-за этого так сильно волноваться. Сразу продумайте альтернативы в ситуации, что экзамен не сдан, вы обнаружите, что мир не зациклен на экзамене.
В общем, ленью своей пренебрегать нельзя. Для начала надо разобраться, о чём она говорит, что за информацию несёт. Ответьте себе на вопрос: что такое ваша лень — желание отдохнуть или протест против каких-то условий? При правильном подходе эта информация заставит найти наиболее оптимальный способ деятельности и разобраться в собственных желаниях и потребностях.
А если раз от раза у вас возникают приступы лени при каком-то конкретном занятии, то вообще стоит задуматься о том, ваше ли это дело. Чтобы сдать один обязательный экзамен, ещё можно постараться замотивировать себя. А вот бороться с этим самым нежеланием всю жизнь будет проблематично.
Так что, каким бы странным ни казался этот совет, ещё не поздно чётко осознать этот важный момент. Например, если сейчас все предметы вступительных экзаменов вызывают при подготовке жуткую лень и скуку, то так же, скорее всего, будет не только ближайшие пять лет, но и всю жизнь.
Вспомните о том, что вы, наоборот, всегда делаете с желанием и энтузиазмом. Может, ещё не поздно подумать о том, чтобы приблизить будущую профессию к этим занятиям?
Автор: Евгения Лепешова, психолог
Источник: интернет-журнал «ШколаЖизни.ру»
https://shkolazhizni.ru/school/articles/22106/
https://shkolazhizni.ru/school/articles/22107/
«Одолеем лень» // журнал «Абитуриент» № 5, 2008