Первое — организовать процесс повторения по временным срезам. Иначе говоря, нужно разработать план занятий по каждой из оставшихся до экзаменов недель, дневной план по оставшимся дням и, наконец, часовой план. Следуя этим временным планам, будет нетрудно проследить за тем, что удалось сделать за каждый день занятий.
Если вы садитесь за стол с весьма размытой целью «немного заняться повторением», вы лишаете себя очень важного стимула — чувства выполненного долга при достижении поставленной цели. Кроме того, нечёткая цель оказывает дезорганизирующее воздействие, при первых же признаках усталости вы почувствуете искушение отложить занятия на потом, даже если вам удалось сделать совсем не много.
Многие студенты знают, когда у них наступает пик наивысшей активности. «Жаворонкам» работается лучше всего по утрам, «совам» — по вечерам. Полезно наметить, какими предметами вы намерены заниматься в свойственные вам периоды подъёма и спада. Если вы чувствуете себя «не в настроении», рекомендуем начинать занятия с наиболее интересного для вас предмета, это поможет войти в рабочее русло.
Не всегда удаётся избежать спешной зубрёжки, которая может иногда оказаться необходимой (особенно, когда вы не уверены в своих знаниях). Несмотря на успешное начало, вы скоро можете почувствовать, что в душу начинают закрадываться опасения. В этом случае резко встаньте, отвернитесь на короткое время от книг, сделайте несколько медленных, глубоких вдохов и выдохов и только затем вновь приступе к делу. Запомните: обязательно дышите медленно и глубоко.
Чтобы придать себе уверенность, напишите на карточке слова «мне это под силу». Поместите карточку так, чтобы она всегда была у вас перед глазами. Обязательно делайте короткие, но регулярные перерывы в занятиях, так как физическая и умственная усталость может подточить ваши силы. Во время перерыва можно просто подняться из-за стола, пройтись несколько раз по комнате.
Нежелательно прибегать к помощи стимуляторов: кофе, крепкому чаю или специальным препаратам. Перед экзаменами ваша нервная система сама по себе находится на взводе. Повышенное содержание кофеина в организме (особенно при тех условиях, когда вы дотянули повторение материала до последнего момента) может привести к самым неприятным последствиям — дрожанию рук, рассеиванию внимания, беспокойству и необходимости частого посещения туалета.
Многие студенты считают полезным ранним утром в день экзамена просмотреть весь материал, чтобы освежить в памяти важнейшие вопросы. Сосредоточив внимание на последнем повторении, не пренебрегайте завтраком. В день экзамена надо постараться съесть на завтрак немного больше того, к чему вы привыкли. Вы должны помочь вашему организму выдержать 2-3 часовую психическую нагрузку. На экзаменах мозг работает с большей активностью, чем в обычные дни, и потому организм нуждается в дополнительных энергетических ресурсах.
Есть ещё один важнейший фактор, который студенты не склонены рассматривать таковым, — время на дорогу в учебное заведение. Вполне очевидно, что студент знает, сколько на это нужно времени. Удивительно, однако, что самые, казалось бы, обычные действия приобретают совершенно иную окраску в дни экзаменов. В этот период многие находятся в состоянии тревожности, и можно напрямую связать увеличивающуюся частоту дорожных происшествий с таким состоянием экзаменующихся. Для того чтобы застраховаться от возможных неприятных случайностей, выходите из дома раньше, чем обычно в дни учёбы.
...Вот, наконец, настаёт минута, когда вас приглашают в комнату, где проходят экзамены... У вас всё получится — вам это под силу!
Автор: Татьяна Шуваева
Источник: интернет-журнал «ШколаЖизни.ру» https://shkolazhizni.ru/school/articles/4686/