Часто общаясь со своими знакомыми в области архитектуры, дизайна, я заметил, что все достаточно хорошо владеют графическими программами, такими как PhotoShop, AutoCAD или ArchiCAD, 3D Max, и совсем не умеют или плохо владеют рисунком. Часто слышу, что рисунок не так уж важен для архитектора, достаточно сделать лёгкий набросок и сразу переходить на компьютер.
Но как это вообще возможно: архитектор, не умеющий рисовать? Это уже программист тогда, давайте называть вещи своими именами. Если студент не умеет рисовать, а именно — выражать себя через такой мягкий материал, как карандаш, страшно представить, что выйдет у него потом в металле или в бетоне.
Всегда придерживался мнения, что архитектор должен уметь владеть рисунком не хуже художника. В чём же суть рисунка и что это такое?
Рисунок, как форма передачи мысли архитектора в виде линий и пятен на бумагу, выражает понимание предмета, который рисует студент (будущий архитектор) с натуры или представляет как некий образ у себя в голове, который необходимо быстро и верно зафиксировать на бумаге. И чем лучше архитектор или художник владеет рисунком как языком, тем яснее и точнее он может передать свою мысль с определённым состоянием или настроением.
Это можно сравнить с почерком при написании слов и предложений. Что такое слова? Слова состоят из букв, а каждая буква имеет свою форму, очертание и направление. То есть что-то обозначает, в данном случае звук. Но мы не будем говорить о звуках. Иначе говоря, письменность — это та же форма фиксирования на бумаге определённой мысли, выраженной в знаках и символах (буквах, словах или словосочетания). Значит, чтобы более точно и ясно отразить мысль, надо уметь писать. Но чем менее разборчиво написано слово, тем оно менее понятно, хотя в нём и заложен смысл. То есть чтоб можно было прочитать, какую информацию автор вложил в эти формы, изображённые им на листе бумаге, ему необходимо хотя бы более понятно их изобразить, то есть разборчиво.
А если он не умеет писать, что тогда? Как он сможет донести свою мысль до другого человека? Ему необходимо овладеть в полной мере каким-либо способом выражения, например, умением фиксировать свои мысли через формы букв, которые в определённом порядке начинают выражать заложенный в них смысл. Всё это начинает напоминать изобразительный метод, который можно также называть рисунком. Что, в свою очередь, сильно влияет на умственную деятельность человека. Каким образом?
Чтобы верно изобразить какой-либо материальный предмет, необходимо его изучить. Таким образом, рисунок становится методом анализа, размышления на бумаге, а значит влияет на мозговую активность рисующего. Включаются отделы логики, воображения, эмоций. Тогда появляется вопрос: какой материал или инструмент позволит быстро выразить идею, мысль на бумаге и сократит расстояние передачи мысли из внутреннего мира человека во внешний? Такими инструментами могут послужить, к примеру, карандаш, уголь или кисть, так как они более мягкие и с их помощью можно легко передать любую толщину линии, то есть это возможность более точной передачи внутреннего состояния человека и его мыслей. Значит, как и в письменности, человек должен овладеть техникой этого способа — рисунком.
Почему же архитектор стал меньше рисовать с появлением графических программ? С моей точки зрения, человек не совсем осознал, в чём суть этих новых возможностей. Например, в AutoCAD можно точно сделать чертёж, и это сэкономит много времени, чем если бы это делалось от руки. А в 3D Max можно создать реалистичную модель здания и добиться его фотореалистичного изображения при подсчёте визуализации.
Всё это звучит довольно хорошо. Но это неудобный способ для фиксации своей идеи, которую проще сначала быстро и верно зафиксировать на бумаге простым карандашом, при этом вместе с ней передаётся особое эмоциональное состояние или настроение автора. Если посмотреть на рисунок или быстрый набросок архитектора или художника, то видно, что мысль передана в определённой форме — образе (символе), с присущим ей состоянием, которое в тот момент испытывал автор. Любой рисунок — своего рода анализ и выражение мысли или понимание того предмета, который изучается.
Можно сравнить детский рисунок, например, дерева, с рисунком опытного художника. Сразу заметно, сколько знает ребёнок об изображаемом предмете и сколько художник. А раз рисунок является методом анализа, соответственно, он развивает не только человеческое мышление, но и способность человека мыслить творчески. Из этого видно, что тот, кто постоянно рисует с натуры — много анализирует и владеет большим объёмом информации. Отсюда можно сделать вывод, что студенту необходимо владеть рисунком, так же, как и письменностью, как системой для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных. Другими словами, если человек доверяет это компьютеру, то тем самым лишает себя способности к развитию мышления и творческой способности, что и является основной функцией человека как творца.
В заключение можно сказать, что компьютер — это даже не совсем инструмент, как карандаш, так как он «умеет думать» — то есть вычислять, как калькулятор, и выполняет просто сложные операции, которые ему поручишь вместо себя, тем самым освобождая себя от способности к творчеству. Карандаш — всего лишь «продолжение руки», и выполняет только одну функцию — оставляет после себя линию той толщины, какой тебе надо. То есть тебе сперва надо подумать, какую линию необходимо провести, и передать с ней чувство, ведь человек развивается творчески в полной мере тогда, когда не только думает, но и чувствует, так как это единый процесс в его организме.
В этом и заключается его цель — передать не только информацию, но с ней и чувство. Что невозможно сделать через компьютер, который всего лишь точно производит сложные операции и выдаёт точные цифры без какого-либо чувства. Он лишает тебя такой возможности творческого развития, которое неразделимо связано с внутренними ощущениями, чувствами и переживаниями, которые тоже непросто передать верно на бумагу, не зная языка рисунка. Если автор не мог себя точно выразить в рисунке, то что от него останется после компьютера? И что будет испытывать человек, находясь в таком материальном мире, который создан компьютерными технологиями, в котором нет ни капли душевного творчества создателя?
Другими словами, архитектору необходимо хорошо владеть рисунком, если он хочет перенести свой образ и идею в материальный мир в полной мере, а потом уже добиваться точности её реализации посредством компьютера и других современных технологий.
Автор: Сергей Миненко, архитектор
Источник: интернет-журнал «ШколаЖизни.ру» https://shkolazhizni.ru/school/articles/63858/