Пресса о колледже

Колледж с видом на искусство

Газета «Советская Белоруссия»

Репортеры «СОЮЗа»* провели один день в знаменитой «Глебовке».

В следующем году 70-летие отметит легендарная минская «Глебовка» — так выпускники и нынешние студенты называют между собой Минский государственный художественный колледж имени Глебова.

Директор колледжа Александр Шантарович уверен, что учиться к ним идут по велению сердца
  Александр Шантарович, директор

Директор колледжа Александр Шантарович уверен, что учиться к ним идут по велению сердца.

Поступить туда во все времена было непросто, а получить диплом — уже повод для гордости. Творческую юность в числе прочих здесь провели Май Данциг, Леонид Щемелев, Георгий Поплавский, Василий Шарангович, Виктор Громыко — мастера, благодаря таланту которых в послевоенное время начала формироваться новая школа современного изобразительного искусства. В советские годы Глебовка была настоящей кузницей художественных кадров — со своими перегибами и муштрой, но в то же время особой богемной атмосферой. Заведение не раз меняло название и местоположение, но не меняло отношения к студентам — всех выпускников, несмотря на их статус и творческие заслуги, здесь по-прежнему называют «наши дети».

История колледжа, который по старинке за глаза величают «училищем», неразрывно связана с историей Витебского художественного техникума. Все началось с маленькой студии одного из старейших художников Беларуси Юрия Пэна.

На базе его мастерской в 1918-1919 годах в Витебске открыли художественную школу — с самыми настоящими пленэрами, натурой и особой творческой атмосферой.

Традиционно самый высокий конкурс в колледже — на специальность «Живопись»: 12 человек на место

Традиционно самый высокий конкурс в колледже — на специальность «Живопись»: 12 человек на место.

После объявления первого набора (а были страхи, что новой «рисовальней» никто не заинтересуется) с заявками пришли 120 человек — на такое количество желающих администрация совсем не рассчитывала. В начале 1920-х школу реорганизовали в Витебский художественный техникум (позже — училище), первым директором которого вызвался стать известный скульптор Михаил Керзин. Среди его учеников был и Алексей Глебов — именно его имя носит колледж сегодня. С началом войны ученикам и педагогам пришлось сложить кисти и палитры — времени и сил на художественное творчество совсем не осталось. В 1947 году училище возобновило работу. Правда, уже в Минске. Несмотря на непростые послевоенные условия, когда занятия проходили в две смены в маленьких неприспособленных помещениях, преподаватели и ученики жили насыщенной творческой жизнью: в своих мемуарах художники Иван Ахремчик и Виталий Цвирко вспоминали то время с особой, ни с чем не сравнимой ностальгической теплотой.

...Нынешняя жизнь «Глебовки» от витебского худучилища семидесятилетней давности отличается разве что месторасположением. Художественные основы и принципы, которые преподаватели фундаментом закладывают в головы будущих художников и скульпторов, не меняются уже много лет. Творческая атмосфера совсем не мешает серьезной учебной муштре. Скорее, напротив: заставляет относиться к образованию вдумчиво и серьезно. Ведь диплом «Глебовки» — это знак высочайшего профессионального качества.

Колледж с видом на искусство

— К нам идут учиться по велению сердца, чтобы сохранить традицию почти пятнадцати поколений художников, сформировавших определенный стиль и отличительные черты белорусской живописи, графики, скульптуры, которые ценят и за пределами страны, — встречает нас на пороге колледжа его директор Александр Шантарович. По иронии судьбы мы напросились в гости едва ли не в самый оживленный день в году. После обеда у студентов-бюджетников назначено распределение. На отработку готовятся отправиться почти три десятка дипломированных выпускников.

— Куда распределяем? — поднимает брови Александр Валерьевич. — Студентов из регионов, по их желанию, отправляем домой. Минчане, в основном, остаются здесь же, в столице. В этом году заявок от предприятий у нас больше, чем выпускников. Поэтому у них есть достаточно неплохой выбор. Кадров сейчас везде, особенно в провинции, не хватает, талантливую молодежь готовы забирать с руками и ногами. Если выпускник нашел себе первое место работы самостоятельно, мы всегда идем навстречу.

Что интересно, покорять малые белорусские города и веси и мастерить декорации для «колобков» и «теремков» местного театра, выпускников «Глебовки» отправляют редко: вакансии в столице находятся почти всегда. Хотя, считает Александр Шантарович, забывать о регионах и лишать их художественных кадров тоже не стоит:

— Если не из регионов, то откуда мы будем прирастать? Талантливые дети живут ведь не только в Минске. Чтобы раскрыть их талант, в местных изостудиях должны работать педагоги, которые профессионально объяснят, научат, помогут определить творческий путь. Часто слышу такое мнение: сейчас, когда создаются средние специальные образовательные учреждения в регионах, надобность в столичных специалистах отпадает. Но позвольте заметить: подготовка в регионах и столице разная. Когда к нам в «Глебовку» пытаются перевестись из местного колледжа искусств после года учебы, я только развожу руками. С таким низким уровнем мы не просто не можем принять — к нам бы даже не поступили с такими работами.

Колледж с видом на искусство

В прошлом году самый большой конкурс был на специальность «дизайн» — 11,3 человека на место. В ходе этой вступительной кампании, прогнозирует директор, ситуация тоже вряд ли изменится. План приема все тот же: по 5 бюджетных мест на дизайн, скульптуру и декоративно-прикладное искусство, 12 мест — на живопись. Самый низкий конкурс в 2015-м был на скульптуру: всего 1,4 человека на место.

Сейчас колледж ждет перемен, причем глобальных. Дело в том, что своего помещения у заведения уже давно нет — только арендованные площади. С тех пор как историческое здание, в котором когда-то располагалась «Глебовка», в 2008 году признали аварийным и снесли, ученики и преподаватели вынуждены были скитаться по всему Минску. Весь 2009 год мастерские располагались в трех разных местах — на минских улицах Менделеева, Рафиева и Богдановича. Чуть позже администрация нашла пустующее помещение на ул. Петруся Бровки — туда и переехали.

— Думали перекантоваться год-два, а там вернуться на прежнее место. Но, увы, новое здание колледжа и общежитие до сих пор в стадии строительства. Когда именно мы обрастем новой площадью сказать сложно — конкретных дат сдачи помещения нет до сих пор. Поэтому уже восьмой год максимально обживаемся тут, — словно оправдываясь за стесненные творческие условия, разводит руками директор.

Холл одного из этажей украшает оригинальная «Пловчиха» скульптора Алексея Глебова — несколько лет назад эту работу в дар колледжу передал сын мастера. На стенах — дипломные проекты, полотна, графика лучших выпускников и лауреатов международных конкурсов. Художественный фонд — богатейший. Сейчас он насчитывает почти 2,5 тысячи всевозможных работ — хватило бы на несколько крупных картинных галерей. Самая ранняя из сохранившихся, кисти художника (и первого директора минского худучилища) Ивана Красневского, датирована 1953 годом. Бережно хранимую, ее показывают лишь самым дорогим гостям — это своего рода «глебовская» реликвия. «Когда у колледжа появится свое здание, — мечтательно вздыхает Александр Шантарович, — картина обязательно украсит собой одну из стен».

Досье «СОЮЗа»*

Сегодня в Беларуси 15 средних специальных учебных заведений, которые готовят специалистов в области изобразительного искусства. Со специальностью «живопись» их осталось три: два в Минске и одно в Гомеле. По специальности «скульптура» готовят только в столице: в художественном колледже им. Алексея Глебова и в колледже им. Ивана Ахремчика.

* — Информационно-аналитический журнал «СОЮЗ» [Союз Беларуси и России]

Юлиана ЛЕОНОВИЧ

Фото: Артур Прупас, Виталий Пивоварчик

Газета «Советская Белоруссия» – 16 июня 2016 – Колледж с видом на искусство

«Российская газета» – Союз. Беларусь-Россия – №745 (21) – Глебовские страдания