Пером и резцом
Газета «Минский Курьер»
За годы существования Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова дал путевку в жизнь целому созвездию знаменитых художников и скульпторов
Александр Шантарович, директор колледжа:
— 25 июля 1947 года было подписано распоряжение Совета Министров БССР о создании Минского художественного училища. Первая специальность, с которой началось обучение, — классическая живопись. Но в это время активно велось восстановление Минска и страны, потребовались люди, которые придали бы новым зданиям художественную ценность. Поэтому буквально через год было открыто отделение скульптуры. И сегодня, когда мы смотрим на центральный проспект столицы, то в лепнине, барельефах, колоннах, арках видим работы глебовцев тех лет.
В 1947-м сюда поступали люди, прошедшие войну. Всем известна биография того же Михаила Савицкого. Поэтому понятно, какие темы их волновали.
Позже, в 1950-1960-е годы, преподавать в училище пришли представители разных художественных школ, не только белорусской, но и российской, прибалтийской. Это переплетение направлений создало уникальную школу, благодаря которой известно наше учебное заведение.
А сегодня к нам приходят учиться 15-летние дети. Именно дети! И условия работы у нас теперь совершенно другие. Но мне кажется, что уровень, заложенный 70 лет назад, сохранился.
В числе наших первых выпускников — народные художники республики Виктор Громыко, Леонид Щемелев, Михаил Савицкий, Май Данциг, Георгий Поплавский, Иван Миско, Василий Шарангович. Многие из них не только учились, но и впоследствии работали здесь же.
Иосиф Лысый, преподаватель спецдисциплин:
— Работаю в колледже 25 лет. Сильно ли отличаются нынешние студенты от их предшественников? И в то время, и сейчас есть целиком преданные искусству дети, которых невозможно вытащить из мастерской. Нельзя сказать, будто что-то радикально изменилось. В прежние годы основной костяк составляли парни, а теперь есть группы, где мужчин нет вообще. Сильный пол выбирает профессию исходя из материальной выгоды. Можно на пальцах пересчитать тех, кто только искусством зарабатывает на жизнь.
Раньше, когда был конкурс 10 и более человек на место, мы выбирали лучших, а не прошедшим отбор рекомендовали другую профессию. Сегодня же все больше приходит детей, не оканчивавших художественной школы, а получивших навыки на курсах или у репетиторов. Еще одна проблема — поступить к нам можно только с базовым образованием. И училище потеряло определенный процент талантливых воспитанников. Хотя, может, это и правильно… Чтобы сформировать художника, нужно время.
Андрей Карпенков, преподаватель спецдисциплин, председатель цикловой комиссии по рисунку:
— Я выпускник Глебовки. Когда поступал, конкурс был 9 человек на место. Не знаю, талантливее ли нынешние воспитанники колледжа, но что они более целеустремленные, волевые, ориентированные на будущую профессию, несомненно. Не знаю, откуда у них берется эта мотивация, возможно, мне везет с учениками. Я в их возрасте не был настолько работоспособным, честно сознаюсь. А для них нормально отзаниматься 8 часов общеобразовательными или специальными предметами, а после этого остаться еще на несколько часов дополнительно порисовать.
Наши воспитанники принимают участие во многих конкурсах. Это помогает им увидеть себя и своих коллег на одной площадке. У нас есть даже своеобразные внутренние состязания за право участвовать в том или ином творческом турнире.
В колледже ведется подготовка по четырем направлениям: станковая живопись, графический дизайн, художественная обработка дерева и скульптура. Наиболее востребован дизайн. Думаю, это связано с определенной модой на профессию.
Ангелина Кабанович, 3-й курс, живопись, стипендиат специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи:
— У моих родителей не творческие профессии — они военные врачи. А у меня с химией и биологией отношения не складывались, продолжить семейную династию было бы сложно. И дома меня поняли, поддержали в выборе учебного заведения.
Больше всего нравятся пленэры — писать природу, архитектуру. Сейчас мы пишем много портретов, что тоже очень интересно — разглядеть личность человека, угадать характер и передать на холсте. Работать люблю маслом — очень подвижный материал, с ним можно пробовать разные техники. Еще нравится акварель, хотя она очень сложная и капризная, сразу нужно работать начисто, попадая в цвет. Это интересно, вызывает азарт, поэтому вступительную работу я писала именно акварелью.
По окончании колледжа хочу попробовать себя в педагогике — работать с маленькими детьми. Мне нравится, как открыто они смотрят на мир. Чем старше, тем скованнее мы становимся, а у малышей интересное видение окружающего, очень яркая цветовая фантазия.
Екатерина Староторжская, 4-й курс, скульптор:
— Ничто не сравнится с тем моментом, когда берешь в руки кусок глины, чтобы сотворить образ. Возможно, чистый холст вызывает подобные чувства, но там нет такого тактильного контакта. Скульптура была мне близка уже тогда, когда я училась во 2-й художественной школе. Нас готовили хорошие педагоги. В результате я подала документы в колледж имени Глебова на специальность «Скульптура». Набрала больше всех баллов и, конечно же, поступила.
Когда хожу по городу, нередко думаю, какие скульптуры могли бы его украсить. Например, потрясающая работа моего педагога Анны Балухо — фигура девушки, которая гармонично смотрелась бы в центральной части Минска. А сама планирую дипломный проект — фигура купеческой девушки, которая могла бы украсить один из минских парков. В нашей профессии многое решает удача. Если ты окажешься в нужное время в нужном месте, тебе повезет, и наоборот. Надеюсь оказаться в числе счастливчиков!
Ирина Царик, 1-й курс, живопись:
— Мама в детстве тоже рисовала. Однако время было другое, она решила, что профессия художника не пригодится ей в будущем. Выбрала другую стезю, о чем сегодня жалеет. Поэтому мое стремление поступать в Глебовку родители поддержали. Больше всего мне нравится писать портреты — здесь можно буквально несколькими эмоциональными мазками подчеркнуть характер человека. А вот пейзажи, требующие кропотливой работы, немного не по мне — не тот характер.
Боюсь ли я, что не найду работу? Нет. Мне кажется, сегодня искусство ценят больше, и всегда можно найти себе дело. Живопись — профессия для души. А есть и более приземленный ее вариант — создание афиш, рекламных плакатов, оформление книг. Да и работа с детьми мне интересна, полагаю, что смогу быть неплохим педагогом.
Из специальных предметов мне, конечно, больше всего нравится живопись — ее размах, работа с красками. Но и рисунок тоже — это большая точность, более строгая техника. Он приучает к порядку. Творчество вообще приучает к порядку, хотя бытует мнение, что люди искусства немного безалаберные. Да, должен быть полет души, фантазии. Но если ты постоянно опаздываешь на занятия, то это показатель не одаренности, а того, что не умеешь правильно распоряжаться временем.
Екатерина Циркун
Газета «Минский Курьер» – 12 февраля 2016