18 января учащиеся колледжа посетили открытый мастер-класс самого знаменитого в мире школьного учителя.
Независимый консультант в сфере образования и самый известный учитель в мире Кари Лоухивуори, 32 года руководивший общеобразовательной школой Кирккойярви (Экспоо, пригород Хельсинки), выступил с открытым мастер-классом в Минске 18 января и рассказал об основных принципах финской системы образования.
Кари Лоухивуори прибыл в Беларусь по приглашению компании «А-100 Девелопмент» и при поддержке отделения Посольства Финляндии в Республике Беларусь.
Кари покинул пост директора год назад и с тех пор стал своеобразным «послом финского образования» – он посещает разные страны и делится своим опытом.
Школа Кирккойярви стала настоящим символом финской системы образования – одной из лучших в мире. Здесь нет стандартной школьной формы, а ученики ходят босиком. На занятиях ученикам разрешено практически всё – общаться друг с другом, спорить с учителем и даже сидеть на полу. Учёба абсолютно бесплатная – за всё платит государство, даже за школьное питание. Тут учится около 800 учеников, которые говорят на 19 языках. Недовольных практически нет, за исключением русскоязычных родителей – они считают, что их детям задают слишком мало домашних заданий.
Глебовцы делятся впечатлениями после посещения мастер-класса:
«Мастер-класс Кари поразил меня до глубины души. Я не ожидала услышать столько интересных, порой шокирующих, но очень грамотных вещей. Кари сумел перевернуть систему образования Финляндии, при этом захватив почти все сферы жизни страны. По его словам, реформы начинаются не с самой школы, а с обучения учителей, создания хороших условий для материнства и многих других вещей, необходимых для воспитания и обучения подрастающего поколения.
В финских школах большое внимание уделяется тому, чтобы у детей было достаточно времени для игр, больших перемен, активности на свежем воздухе. Что касается учёбы, главное правило гласит: “Если программа не помогает ученику, то проблема в программе, а не в самом ученике”. Я считаю, что это невероятно важное правило, благодаря которому система образования старается найти к ученикам индивидуальный подход в проблемных ситуациях. Если в финской школе учитель видит, что ученик не понял какую-то тему, то он не будет переходить к следующей, пока материал предыдущей не будет усвоен.
Со мной рядом сидела женщина и часто говорила, что обучение у нас ведётся так же. Но всё-таки, мне кажется, что нет. В Финляндии образование направлено на то, чтобы приобщить детей к жизни, мотивировать и ориентировать их на будущую профессиональную деятельность. Там нет числовых оценок, контрольных тестов и экзаменов в привычном для нас понимании. Там нет школьных проверок, нагнетающих стресс и тревожную атмосферу. Главное у них – это самооценка. Вся система построена на самооценивании своих достижений. Это делает и школа, и ученики. Педагоги учат ребёнка оценивать свой прогресс по отношению к самому себе, а не к другим. Это невероятно важное правило, которое помогает ставить себе цели и стремиться к их реализации.
На мастер-классе было рассказано много интересных вещей. Многие из них помогли нам как будущим учителям понять, как надо вести себя с классом, чтобы не просто дать знания, а заинтересовать и замотивировать учеников, дать им возможность самостоятельно разобраться во многих вопросах».
Эмили Сивачёва, учащаяся 2-го курса специальности «Живопись»
«Мастер-класс Кари Лоухивуори для меня оказался довольно информативным. Ещё до него я слышала о финской системе образования как об одной из лучших в мире. На мастер-классе в доступной и довольно понятной форме нам изложили основные её принципы. Некоторые несли в себе достаточно грамотные идеи, которые следовало бы по возможности и перенять нашей системе образования.
Очень порадовали такие моменты, как, например, почётность профессии преподавателя, абсолютная автономность учителей, полное обеспечение школ за счёт государства. Были, конечно, и те, которые оказались для меня не до конца понятны в плане логики и их цели. Иногда попадались и принципы, которые я считаю в корне неверными. Например, то, что заучивание наизусть в современном мире является совершенно лишним элементом (в пример была приведена география). С моей точки зрения заучивание развивает память и помогает значительно расширять свой кругозор. Ведь даже если ребёнок запомнит что-то не слишком хорошо, какой-то след в памяти и эта информация всё же оставит. И тогда он уже потом не скажет, что Шотландия – это столица Лондона.
Сама лекция была проведена достаточно увлекательно. Устное изложение (которое, кстати, было на двух языках: английском от самого Кари и русском от переводчика) было приятным и сопровождалось хорошими визуальными дополнениями вроде рисунков-схем или видео. Официальная часть приятно разбавлялась небольшими шутками в тему. В конце мероприятия мы услышали ответы на вопросы аудитории.
Положительным моментом также оказалось понимание педагогом определённой разницы в людях одной и другой страны. Менталитет, история – всё это имеет немаловажное значение в методах воспитания детей и их обучении, и, следовательно, нет единой идеальной системы, подходящей под всех и вся.
В итоге могу сказать, что время, отведённое на мастер-классе было потрачено с пользой. Многое оказалось для меня новым, дало пищу для размышлений и позволило открыть новые горизонты для познания системы образования в мировом масштабе».
Юлия Гапанович, учащаяся 2-го курса специальности «ДПИ»
«Посещение мастер-класса дало мне многое. Как будущему преподавателю мне стала более ясна сама задача педагогики. Главной мыслью лекции было то, что не стоит заставлять ученика зубрить термины и формулы, необходимо объяснить, зачем ему это надо знать, и как это ему может пригодиться в жизни. Важно заинтересовать и замотивировать ученика, и тогда сам процесс обучения станет более простым и интересным. Главное – дать понять ученику, что образование для него действительно важно».
Анастасия Снытко, учащаяся 2-го курса специальности «Живопись»