В пресс-центре Дома прессы состоялась пресс-конференция на тему: «Личность преподавателя в развитии изобразительного искусства Беларуси».
Участие приняли:
-
Отчик Глеб Анатольевич – председатель ОО «Белорусский союз художников»;
-
Шарангович Наталья Васильевна – первый заместитель председателя общественного объединения «Белорусский союз художников»;
-
Гордиёнок-Киреева Ольга Николаевна – заведующая методическим объединением по академическому рисунку Гимназии-колледжа искусств имени И. О. Архемчика;
-
Шантарович Александр Валерьевич – директор Минского государственного художественного колледжа имени А. К. Глебова;
-
Хилько Юрий Иванович – заведующий кафедрой графики Белорусской государственной академии искусств, член ОО «Белорусский союз художников», ученик А. Малишевского.
Взаимодействие преподавателя и весь процесс взаимодействия со студентом должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.
Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог – это личность. Личность педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая техника. Новые образовательные технологии сопровождают результаты значительных научных исследований.
– Я вспоминаю своё начало работы в общеобразовательной школе и обстановку в учительской. Это всегда был очень интересный разговор с обсуждением новинок литературы, кино, поэзии, неких подходов в методике преподавания, – делится Александр Шантарович.
Главной целью педагога является обучение студента деятельности. Преподаватель организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений (каждый имеет право высказывать любую точку зрения, отстоять её убедительной аргументацией, но обязан выслушать и понять другого, терпимо относиться к чужому мнению» извлекать из него рациональное, нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела). Равноправное, демократическое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество. При этом существенно меняется отношение к другому человеку как к личности: отчуждённость, равнодушие уступают место заинтересованности, взаимопониманию, сопричастности.
В новых условиях организационная сторона процесса обучения также претерпевает изменения. Так называемое «образовательное партнёрство ученика и учителя» в методике преподавания выходит на первое место. Образовательное партнёрство трактуется как «вовлечение равноправных участников, ученика и учителя, в совместный педагогический процесс для достижения общих целей».
Профессиональный педагог, это не авторитарный учитель, а тот, кто не подавляет природу студента. Таким и был Малишевский Альгерд Адамович.
– Альгерд Адамович был руководителем диплома у моей матери. Его очень уважали, это одна из тех личностей, что создали задел на будущий час всей нашей художественно-культурной жизни, – поделилась Ольга Гордиёнок-Киреева.
Малишевский был человеком интересным. Он мог быть и добродушным, и с острым юмором. Это была очень живая личность, которой интересно было прийти в мастерскую, с которой приятно поговорить. Его ещё помнят, как франта, потому что он любил хорошо одеваться, носил красивые очки. Альгерд Малишевский был мастером экспрессивной, образной сюжетно-тематической картины, прекрасным колористом, который талантливо и виртуозно владел красками на холсте. Он считал живопись не просто нарисованной картиной, а эмоциональным организмом, через который мир воспринимается живым и непосредственным. Поиск по цвету, фактуре, ритму, свету – один из принципов всего творческого пути Альгерда Малишевского, который стал основой его творческой деятельности.
В этом году ему исполняется 100 лет. Это эпоха, он охватил большую часть 20-го века и выразил его своим творчеством, будучи очень интересным художником и ярким педагогом. Умер он рано, на тот момент ему было 67 лет.
В честь 100-летия со дня рождения известного художника и педагога, 7 июля во Дворце искусств представят выставочный проект Белорусского союза художников «Альгерд Малишевский. Эпоха».
В экспозиции – картины заслуженного художника Беларуси, ветерана войны Альгерда Малишевского из коллекции Белорусского союза художников и семейного собрания Элины Малишевской.
Большую часть выставки составят работы его учеников из училища имени А. Глебова, где мастер преподавал с 1953 по 1981 год. Среди них Зоя Литвинова, Светлана Каткова, Георгий Скрипниченко, Николай Селещук, Олег Матиевич, Владимир Горденко, Михаил Рогалевич, Василий Сумарев, Владимир Уроднич, Николай Опиок, Владимир Зинкевич, Николай Цудик, Николай и Мария Исаенки, Сергей Малишевский, Геннадий Козел, Владислав Куфко, Олег Назаренко и многие другие.
Подробнее в видео.
www.dompressy.by